Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ftv.msu.ru/hst-notes/notes_2.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:32:15 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: закон вина
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png
СОДЕРЖАНИЕ

Вступительное слово

НАУЧНАЯ ТЕТРАДЬ

A. А. Новиков-Ланской. Телевидение в ситуации Нового Средневековья
Ю.В. Пущаев. Интернет как информационная и коммуникационная среда и сознание
B. В. Решетникова. О жанре телевизионного спектакля
Е.С. Трусевич. Неигровое кино на игровом телевидении
Н.Ю. Замятина. Конструирование образа территории: новые задачи географии
Т.ВМаркелова, М.К. Дементьева. актуализация слова 'мент' в современном российском политическом дискурсе: оценочный аспект
М.В. Петрушина, И.Н. Качалова. Прецедентный текст как источник языковой игры в СМИ
О.Г. Карасева-Резникова. Экранное мышление и художественная литература: интегральный образ как одна из основ телевизионного языка
Е.А. Тахо-Годи. А.Ф. Лосев и традиции 'веховской' социально-философской публицистики. К 100-летию сборника 'Вехи': 1909-2009

НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ

Конференция 'Древнерусская литература и телевидение'
М.В .Иванова. Древнерусская литература и современное отечественное телевидение
А С. Демин. Мечи блещут, как вода: смысл древнерусского сравнения
Ф.С. Капица. Куда ездил на бесе Иоанн Новгородский?
В. М. Кириллин. Чудо с отроком Варфоломеем о разумении грамоты
В.В. Леденева. Сверхтекст древнерусской литературы и современный медиатекст
М.Ю. Люстров. Древняя русь в современном скандинавском кинематографе
Д.С. Менделеева. Элементы репортажности в 'Повести о взятии Царьграда турками в 1453 году' Нестора-Искандера
А.А.Пауткин. 'Хождение' игумена Даниила как культурно-исторический феномен
М. В. Первушин. Еретик, что 'чреватая жонка'. По полемическим памятникам русской литературы XI-XVII вв
О. А. Туфанова. Рассказы о смерти Ддмитрия Самозванца: раскадровка и символика



УЧЕБНАЯ ТЕТРАДЬ

Проект 'История российского телевидения в свидетельствах его создателей'
Лев Аннинский
Георгий Гаранян
Александр Гурнов
Марк Захаров
Сергей Капица
татьяна Миткова
Владимир Молчанов
Михаил Ненашев
Александр Пономарев
Олег Попцов
Игорь Фесуненко
Анатолий Шабардин
Игорь Шабдурасулов
Михаил Швыдкой

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ДОКУМЕНТЫ

CONTENTS

Introductory notes
ACADEMIC WORKBOOK
A.A. Novikov-Lanskoy. Television in the New Middle Ages
Yu.V. Puschayev. The Internet as communicative environment and consciousness
V.V. Reshetnikova. on the genre of television stage performance
Ye.S. Trusevich. Non-feature films on feature television
N.Yu. Zamyatina. constructing territorial image: geography's new agendas
T.V. Markelova, M.K. Dementyeva. Actualization of pejorative units by precedent situation in the current Russian political discourse
M.V. Petrushina, I.N. Kachalova. Precedent text as a source of language play
in the media
O.G. Karaseva-Reznikova. Screen thinking and fiction: integrated image as one of the basics of the TV language 62
Ye.A. Takho-Godi. A.F. Losev and the tradition of "Vekhi" social
philosophical publicism 77
ACADEMIC READINGS
Conference 'Old Russian literature and television'
M.V. Ivanova. old Russian literature and contemporary Russian television 89
A. S. Demin. Swords shine like water: the meaning of the old Russian metaphor . . 94
F.S. Kapitsa. Where did lohann of Novgorod ride the Devil to?
V.M. Kirillin. Miracle with infant Bartholomew of acquiring literacy
V.V. Ledeneva. Supertext of the old Russian literature and the contemporary
media text
M.Yu. Lyustrov. old Russia in the contemporary Swedish cinematography
D.S. Mendeleyeva. The elements of reporting in "The tale of the capture of Tsargrad
by the Turks in the year of 1453" by Nestor-lskander
A.A. Pautkin. Abbot Daniel's "Travel" as a cultural and historical phenomenon
M.V. Pervushin. A heretic like "an obese wife". Polemic texts of the 11th - 17th centuries Russian literature
O.F. Tufanova. Tales of Dmitry the Impostor: storyboard and symbolism
STUDENT WORKBOOK
Project 'The history of the Russian television told by its creators'
Lev Anninsky
Georgy Garanyan
Alexandr Gournov
Mark Zakharov
Sergey Kapitsa
Tatiana mitkova
Vladimir Molchanov
michael Nenashev
Alexandr Ponomarev
oleg Poptsov
Igor Fesunenko
Anatoly Shabardin
Igor Shabdurasulov
michael Shvydkoy
METHODOLOGICAL MATERIALS AND DOCUMENTS




ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

уважаемые коллеги!

Перед вами - второй выпуск 'Научных и учебных тетрадей Высшей школы телевидения МГУ им. М.В. Ломоносова', датируемый первым полугодием 2010 года.

Во втором выпуске наших 'тетрадей', как и в первом, три больших раздела: Научная тетрадь - сборник статей и иных текстов преподавателей и сотрудников ВШт; учебная тетрадь - студенческие работы, представленные, как и в первом выпуске, интервью, взятыми в рамках проекта 'История российского телевидения в свидетельствах его создателей'; Методические материалы и документы ВШт.

Во втором своем выпуске наши 'тетради' делают - в сравнении с первым выпуском - большой шаг в сторону настоящего научного издания. И с формальной, и с содержательной точек зрения.

Во-первых, в данный сборник представили свои статьи сотрудники практически всех созданных в ВШт кафедр - и в первую очередь кафедр классических гуманитарных направлений. Во-вторых, в отдельных работах (например, в тексте Андрея Новикова-Ланского 'телевидение в ситуации Нового Средневековья') телевидение рассматривается не только как уже сложившийся социо-культурный институт (это как раз естественно), но и a priori как совокупность некоторых теоретических установок и профессиональных творческих (но не только) практик, то есть как наука. Или почти 'как наука'. В-третьих, большинство авторов предлагают вниманию читателей собственно научные или просто аналитические тексты, так или иначе, прямо или косвенно, явно или латентно сопрягающие телевидение 'как науку' (или, по крайней мере, как 'науку о телевизионном производстве и творчестве') либо с классическим гуманитарным знанием (географией, историей, литературоведением, философией), либо с давно уже онаученными искусствами - кинематографом и театром.

В этом смысле, безусловно, особый интерес представляют материалы первого научного словопрения, проведенного в Высшей школе телевидения, - конференции 'древнерусская литература и телевидение'. Не только пристрастный, но и самый доброжелательный наблюдатель, естественно, легко обнаружит необязательность внедрения в дискурс этой конференции некоторых прозвучавших выступлений и, возможно, даже некоторых тем и проблем. Организаторы конференции прекрасно это понимали. тем не менее, мы вполне сознательно решили испечь этот первый блин с неровными краями, но весьма цельной серединой. Нам был важен не столько эксперимент (ибо всем известно, чем кончается экспериментирование с выпечкой блинов в первой своей стадии), сколько вдохновляющие нас самих и других авторов, теоретиков и исследователей, пример, опыт и шаг.

Что касается материалов, представленных в Учебной тетради, то цель и методология нашего проекта 'История российского телевидения в свидетельствах его создателей' достаточно основательно описаны в первом выпуске 'тетрадей'. Здесь же лишь стоит уточнить, что все интервью, опубликованные в этом выпуске, взяты нашими студентами в прошлом году. Но реализация проекта продолжается - и к очередному, третьему, выпуску 'тетрадей' будут подготовлены новые интервью.

В заключение этой короткой вступительной статьи обращаюсь к потенциальным авторам и потенциальным читателям 'Научных и учебных тетрадей ВШт'. Первых приглашаю к сотрудничеству с нашим изданием. Соответственно, прошу присылать статьи, отвечающие формату и тематике 'тетрадей', непосредственно на факультет. Пока - прямо на мое имя.

Потенциальных же читателей, желающих иметь полный комплект 'тетрадей' по мере их выхода или отдельные выпуски, прошу обращаться в научную библиотеку ВШт по телефону (495) 939-41-94. Пока 'тетради' будут распространяться бесплатно, но в случае их пересылки по почте - с возмещением соответствующих почтовых расходов получателем.

Виталий Третьяков, декан Высшей школы (факультета) телевидения

МГу им. М.В. Ломоносова

15 апреля 2010 г.




НАУЧНАЯ ТЕТРАДЬ




А.А. Новиков-Ланской
ТЕЛЕВИДЕНИЕ В СИТУАЦИИ НОВОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Рассматривается футурологическая теория Нового Средневековья, предложенная Умберто Эко для описания возникающей культуры и типа сознания. Отмечается воспроизводство некоторых моделей средневекового устройства жизни и мышления, а также проводится сопоставление социокультурных функций церковной литературы и современного телевидения.

Ключевые слова: Средневековье, Новое Средневековье, церковь, телевидение, картина мира, общие места.

Umberto Eco's theory of the New Middle Ages is considered as describing the emerging global culture and the new mentality. The medieval models of lifestyle and thinking become reproduced in the contemporary world, TV performing the same

social function as the clerical literature in the Middle Ages. Key words: Middle Ages, New Middle Ages, church, television, mentality, common

places.

Года за два до смерти Иосиф Бродский в одном из телеинтервью сказал примерно следующее, цитирую по памяти: 'Если вы в церкви понаблюдаете за свечами, чье пламя колеблется движением воздуха, то увидите, как золоченые нимбы на иконах приходят в движение, создавая гипнотический эффект. Это и есть, если угодно, прообраз телевидения'. Поэту свойственно говорить метафорами, и здесь он, по сути, был прав, уловив неочевидную общность церковной практики с телевизионной.

Однако если обратиться к заявленной теме - к разговору о Новом Средневековье - то следует отметить, что это разговор скорее о современности, а не о древности. И поэтому здесь больше гипотез и предположений, чем достоверных утверждений. Сам термин 'Новое Средневековье' активно использовал еще Николай бердяев1, но все же ключевой автор, разрабатывающий эту теорию, - современный итальянский филолог и писатель умберто Эко. Его программная статья 'Средние века уже наступили'2 была опубликована еще в середине девяностых годов прошлого века, и прошедшие пятнадцать лет показали, в какой степени он оказался прав в своих прогнозах и догадках.

Во-первых, отметим, что сам термин 'Средневековье' достаточно неустойчив: непонятно, где его границы. Крайние позиции таковы: одни ученые считают, что Средневековье закончилось с крестовыми походами, потому что именно крестовые походы через арабское влияние начали приобщение к античному наследию, что в итоге привело к Ренессансу. Другие историки полагают, что Средние века по сути завершились лишь к двадцатому веку, что только модерн положил им конец. Этой теории 'долгого Средневековья' придерживался, в частности, известный российский медиевист Аарон Гуревич3.

И все же зыбкость определения Средневековья, как старого, так и нового, не мешает нам увидеть то, как многие современные процессы Западного мира - социокультурные, политические, экономические, научные и т.д. - удивительным образом напоминают схожие процессы в средневековой Европе.

Во-первых, отметим схожесть политической ситуации: Средневековье возникает в ситуации краха Римской империи, а мы сейчас наблюдаем такой же последовательный крах двух глобальных империй: советской, и что более актуально, американской. текущий экономический кризис - одно из свидетельств этого краха. тот же Умберто Эко или, скажем, другой американский исследователь Иммануил Валлерстайн посвящают свои работы теме краха американского уклада - политического, экономического и культурного, описывают закат американской гегемонии в мире4.

В социальной сфере возникает такая вещь, как 'новое варварство': это и пиратство, и рабовладение, и торговля людьми. Ведущий отечественный историк философии Н.В. Мотрошилова давно исследует эту проблему5. Возникает новое крепостничество - но теперь это крепостничество офисное, корпоративное. Современный массовый писатель и телеведущий Сергей Минаев ярко описывает это в своей книге 'Р.А.Б.', посвященной жизни тех, кого теперь вульгарно называют 'офисным планктоном'6. Кроме того, обсуждается феномен 'новых вагантов': существует статистика, согласно которой туристический бизнес сопоставим по объему с нефтяным. А кто такие туристы, если не новые странники, новые ваганты?

Средневековье характеризуется новой иерархичностью, возникновением надгосударственных и внегосударственных субъектов власти. Скажем, папская или орденская власть могла быть значительно серьезней, чем власть монаршья. Нечто подобное мы наблюдаем и сейчас: власть ООН, НАтО, ряда других международных организаций и квази-государств типа Шенгена может быть выше власти отдельных государств. Феномены субсидиарности и глокализации также имеют к этому прямое отношение. С другой стороны, по мысли футуролога Александра Неклессы, возникает такой политический субъект, как 'амбициозные корпорации'7. Это могут быть бизнесы, партии, террористические организации, секты - некоторые группы активных людей, которые в современном мире, пользуясь мощью коммуникационных технологий, осуществляют серьезное влияние на мировой политический процесс.

более того, речь идет о том, что крупные транснациональные корпорации воспроизводят структуру и систему управления средневековых рыцарских и духовных орденов. Примером орденского корпоративного мышления может служить тот факт, что критерием оценки работника в корпорации сейчас является не столько эффективность и приносимая прибыль, сколько лояльность своему боссу и вера в миссию компании - такая вот средневековая вассальная этика.

что касается культурной сферы, здесь тоже много сходства. Важно отметить визуальный характер современной культуры, сходный со средневековым. Известно, что в Средние века население было, главным образом, неграмотным, книжность процветала разве что в монастырях и при дворе, а книга была предметом роскоши. Современный человек, будучи грамотным, отказывается от книг и гораздо легче и свободнее оперирует визуальными образами.

В эпоху Нового Средневековья мы наблюдаем возрождение темного готического стиля. Самые популярные книжки и фильмы создаются в жанре фэнтези: миры толкиена, истории о Гарри Поттере, в россии - различные экранизируемые 'дозоры' Сергея Лукьяненко. расцветает культура ужасов: скажем, один из самых популярных в мире авторов, Стивен Кинг, писатель средневековый по духу, чьи сюжеты построены на мистическом восприятии обыденных повседневных вещей.

Здесь можно вспомнить и о фильмах-катастрофах. Как известно, одним из ключевых элементов средневековой ментальности является ожидание конца света, апокалиптическое сознание. Сейчас это ощущение в массовой культуре несомненно присутствует: отсюда такие блокбастеры, как 'Послезавтра' или '2012'. Очевидно, что конец света - излюбленный сюжет и СМИ, и Голливуда, и массовых авторов.

В целом, внутренне противоречивые элементы картины мира, ментальности, которые мы чувствуем в средневековом человеке, похожи на тип сознания современного западного человека, соединяющего в себе тревожность, суеверный мистицизм и сверхрациональность, структурность мышления (как и у средневековых схоластов), ощущение своего транзита, подведение итогов и предвосхищение будущего.

разумеется, разговор о Новом Средневековье достаточно условен. Можно найти множество аргументов и примеров в пользу гипотетических теорий 'новой архаики' или 'нового ренессанса' - как это делал русский философ В.В. Бибихин8. Но во всяком случае, ясно, что если модель Нового Средневековья возобладает в культуре, то место церкви и богословскокнижной традиции в ней, по-видимому, займет телевидение.

Здесь важно отметить, что телевидение - это больше, чем просто система трансляции знаков. Это еще и производство смыслов. Как мы знаем, общество - это общение. А общение невозможно без общего языка - не в лингвистическом смысле слова, а языка понятийного, языка топосов, общих мест, общих концептов, ценностей и системы координат, которые разделяются участниками этого общества-общения.

Естественное пространство формирования и бытования общих смыслов определяется словом 'среда' - то есть 'медиа'. С функциональной точки зрения, телевизионная практика очень напоминает практику церковную, и поэтому мы говорим о несомненном сходстве между телевидением как средой смыслообразования и древнерусской церковной литературой как пространством разработки и трансляции массовых идей христианского Средневековья.

Список литературы

Бердяев Н.А. Смысл истории. Новое Средневековье. М., 2002.

Бибихин В.В. Новый Ренессанс. М., 1998.

Валлерстайн И. После либерализма. М., 2003

ГуревичА.Я. Категории средневековой культуры. -М., 1972.

Минаев С. Р.А.Б. М., 2009.

Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М., 2009.

Неклесса А.И. Люди воздуха, или Кто строит мир? М., 2005.

Эко у. Средние века уже наступили. Иностранная литература. 1994. ? 4.

Сведения об авторе: Новиков-Ланской Андрей Анатольевич, зав. кафедрой истории телевидения и телекритики Высшей школы телевидения (факультета) МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: lanskoy@mail.ru.




Ю.В. Пущаев
ИНТЕРНЕТ КАК ИНФОРМАЦИОННАЯ И КОММУНИКАЦИОННАЯ СРЕДА и СОЗНАНИЕ

В статье рассматриваются особенности коммуникации в Интернете в целом и, в частности, в Живом Журнале (Livejournal.com). Отмечается, что особенности коммуникативной Интернет-среды запрашивают соответствующее ему сознание. Проводится параллель между 'сетевым сознанием' и таким важным постмодернистским образом, как ризома, введенным Ж. Делезом и Ф. Гваттари. Выделяется такая черта Интернет-коммуникации, как затягивающее рассеивание. Также рассматривается роль русского сегмента Живого Журнала в современной политике и его функционирование как своего рода квазиполитической площадки. Утверждается, что в целом для общения в Живом Журнале характерна виртуальность и своего

рода неподлинность. Ключевые слова: сознание, Интернет, Живой Журнал, политическое действие, ризома, постмодернизм.

The article considers specific features of the communicative processes in the Internet and, particularly, in blogs. The parallel between the "net mind" and the essential postmodernist notion of "rhizome" is drawn. Also, the Russian segment of www.livejournal.com is regarded as a quasi-political medium. It is stated that blog communication can be characterised as virtual and not genuine. Key words: mind, Internet, livejournal.com, political action, rhizome, postmodenism.

Интернет не просто новое средство общения, предоставляющее ранее невиданные возможности. уместней тут будет термин не 'средство', а скорее, 'среда'. Средство подразумевает преимущественную инструментальность и утилитарность, то, что его как что-то конкретное всегда можно отставить в сторону и использовать взамен какое-нибудь другое средство. Среда же предполагает, что от нее просто так не избавишься, поскольку в значительной степени она сама определяет того, кто в ней находится. Если средство используют, то в среде живут. Среда, другими словами, - это некое пространство жизни и деятельности. Поэтому среда настолько тесно связана с тем, кто в ней находится, что характеристики последнего и его среды должны браться как единое целое. тут нет речи о том, что первично - среда или находящийся в ней субъект, что или кто оказывает друг на друга определяющее влияние. Правильнее говорить о том, что Интернет в целом, и блоги в частности, как информационная и коммуникационная среда предполагают соответствующее им сознание, что они 'берут в оборот' определенные потенции сознания и усиливают их.

Особенностью Интернета как информационной среды является, во- первых, его предельное информационное изобилие и, во-вторых, легкодоступность содержащейся в нем информации. Однако считается, что одна из определяющих черт Интернета - недостаточная дифференциро