?Университет без границ?љ

ubg

Цель проекта - создать сетевую образовательную площадку для различных направлений непрерывного дистанционного образования. Сделать образование доступным и поделиться ценной и интересной информацией со слушателем.

Кто может участвовать? - курсы в рамках проекта ?Университет без границ?љявляются открытыми и общедоступными. Прослушать курс может ључащийся старших и средних классов школ, учащиеся средне-специальных учебных заведений, студенты ВУЗов иљинтересующиеся высокими научными и культурными знаниями граждане. Курсы не имеют прикладного характера, они общеобразовательные.

Кто читает курсы?љ- Курсы читаются ведущими специалистами МГУ имени М.В.Ломоносоваљ

љ

В разделе дается информация по "Открытым курсам Московского Университета" для слушателей из других ВУЗов, слушателей межфакультетских курсов МГУ, слушателей курсов повышения квалификации.

Биофизика (биологическая физика) ? наука о физических и физико-химических механизмах взаимодействий, лежащих в основе биологических процессов, протекающих на разных уровнях организации живой материи ? молекулярном, клеточном, организменном и популяционном. Ее возникновение было стимулировано и подготовлено физиологией и биохимией, а само становление и развитие проходило при тесном взаимодействии биологии с физикой, физической химией и математикой.

Открытый дистанционныйљкурсљ?Биофизика: от неживого к живому, от принципов к механизмам?љпредназначен для студентов как естественных, так и гуманитарных факультетов. В соответствии с заветом Михаи?ла Евгра?фовича Салтыко?ва-Щедри на ?Просвещение внедрять сљумеренностью, пољвозможности избегая кровопролития? изложение материалов лекций популярно, рассчитано на неспециалистов, не требует специальных предварительных знаний в области физики, биологии, математики.

Курс в значительной степени нестандартен, обращен к фундаментальным проблемам Жизни на Земле и во Вселенной, посвящен анализу взаимосвязи живого и неживого в природе в представлениях ?сквозной эволюции? с позиций физики. Излагается современный взгляд на то, как на Земле возникла и эволюционировала жизнь, как фундаментальные закономерности неживой природы трансформировались в уникальные структуры и механизмы функционирования живых систем. Обсуждается, в чем состоят специфические физические, физико-химически е и биологические отличия неживых и живых форм движения материи.

Особое внимание уделено проблемам преобразования энергии, вещества и информации в живых системах, пространственно - временной самоорганизации в диссипативных системах (преимущественно, в активных средах), проблемам симметрии и иерархичности живых систем, молекулярным машинам как уникальным преобразователям энергии, вещества и информации в клетках, проблемам эволюционизма.

Каждому разделу лекции (в некоторых случаях целой лекции) предпослана аннотация и вопросы на усвоение материала, а также вопрос общенаучного плана.

Курс лекций "Возвышение Москвы. XIV ? XV вв." предназначен как для студентов-историков, так и для всех интересующихся отечественной историей. В центре внимания лектора ? известного специалиста по истории средневековой Руси, профессора Исторического факультета МГУ Н.С. Борисова ? находится процесс объединения русских земель вокруг Москвы. На основе подлинных исторических источников (летописей, актового материала, памятников агиографии и т.д.) раскрываются как объективные, так и субъективные факторы, предопределившие успех московских князей в деле "собирания Руси".

Ход объединительного процесса показан в неразрывной связи с борьбой русского народа за освобождение от ордынского владычества. Особое внимание уделяется таким знаковым событиям отечественной истории как Бортеневская битва, битва на реке Воже, Куликовская битва и "стояние на Угре". Дается авторская оценка различным дискуссионным утверждениям современной историографии и публицистики.

Характерной особенностью курса является интерес к деятельности и личным качествам замечательных людей той эпохи ? Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Ивана III и других. При подготовке курса использовался разнообразный изобразительный материал.

Курс всемирной юридической истории предназначен для старшеклассников и студентов, начинающих изучать всемирную историю и юриспруденцию, а также для всех интересующихся проблемами мировой истории. Он показывает эволюцию государственности и правовой культуры в человеческом общества с эпохи Древности и до настоящего времени. Как известно, всемирная история изучается на исторических факультетах университетов. Данный лекционный курс не повторяет учебных курсов, преподаваемых историками. События, процессы, явления всемирной истории рассматриваются в нем с юридической точки зрения, поэтому осмысливаются и оцениваются по-иному.
Главное внимание в курсе всемирной юридической истории уделяется не просто государственной власти, а юридическим конструкциям государственного строя и правовым институтам ведущих стран в те или иные исторические эпохи.
Всемирная юридическая история изучает мировой опыт правового регулирования общественных отношений и юридической деятельности, совершавшейся в различные эпохи и в разных странах. Она направлена на выявление устойчивых, сущностных признаков государственных и правовых институтов, закономерностей функционирования государства и права в различных общественных условиях. Мировая правовая культура представляет собой кладезь великого множества правовых идей, способов решения юридическими средствами тех или иных общественных проблем. Значительная масса этих идей сохраняет свою ценность для современного общества.
Весь материал курса делится на две части: в первой излагается юридическая история Древности и Средневековья. Вторая часть посвящена юридической истории Нового и Новейшего времени.

Курс предназначен для подготовки иностранных граждан к сдаче комплексного экзамена для получения разрешения на работу или патента, разрешения на временное проживание или вида на жительства. 

Курс состоит из трех модулей: ?Русский язык?, ?История России? и ?Основы законодательства Российской Федерации?. Каждый модуль содержит учебные материалы, ссылки на полезные для подготовки к экзамену ресурсы, типовые тесты и задания для самопроверки.


В подготовке курса принимали участие Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова (МГУ) и Российский университет дружбы народов (РУДН)

В данном курсе системно рассмотрена неразрывная фундаментальная связь развития цивилизации со степенью освоения минеральных ресурсов, определяющая коренные преобразования в этапы цивилизационного процесса. Показано последовательное вовлечение в сферу деятельности человечества все большего числа минеральных ресурсов, существенным образом повлиявших на эволюцию общества и его социально-экономическую структуру. Медно-каменному периоду соответствовала первобытно-общинная формация;; бронзово-раннежелезному - рабовладельческая; железно-угольному - появление капиталистической; атомно-радиоэлектронному периоду - империалистической и социалистической формации. Происходит экспоненциальное экономико-социальное развитие общества.

В курсе ?Молекулы и болезни: ионные транспортеры? представлены современные методы и оригинальные результаты, характеризующие важную роль молекул (ионных транспортеров) в формировании и развитии ряда клеточных функций и патологий.

Представлена важная роль потенциал-зависимых и лиганд-оперируемых ионных каналов в формировании возбуждения клеткиљ генерации потенциалов действия.

Данный курс рассчитан на подготовленного слушателя (аспиранты и студенты, преподаватели) требует запаса знаний по биофизике клетки.

Цель курса ? дать представление о базовых понятиях астрономии, ее основныхљдостижениях и современных проблемах.

Курс ориентирован на студентов и преподавателей средней школы, но вполне доступен иљувлеченным естественными науками школьникам старших классов, а также специалистамљиных профессий, интересующимся астрономией.

Речь пойдет об основных понятиях астрономии и особенностях работы астрономов, об ихљприборах и объектах изучения: о том, что можно увидеть в телескоп ? планетах, звездах,љгалактиках; и том, что не видно ? темном веществе и темной энергии.

Мы узнаем, что такое небесные координаты, звездные величины и спектры, и как изљнаблюдений можно узнать время, расстояние, химический состав и физические свойстваљнебесных объектов. Плавно перейдем к вопросам строения и эволюции звезд ? как звездыљустроены, почему они не взрываются (а иногда и взрываются!), почему не сжимаются вљточку (а порою сжимаются!), за счет чего они излучают свет, как рождаются, как умираютљи как ?живут после смерти?. Речь пойдет также и о межзвездных молекулах, о звездныхљскоплениях, о строении нашей Галактики и о Вселенной в целом. В общем ? о прошлом иљбудущем нашего мира.

Курс призван помочь разобраться в современной концепции ?устойчивого развития?, направленной на планомерное изменение традиционных форм хозяйствования и образа жизни людей с тем, чтобы способствовать сохранению стабильности биосферы и развитию социума без катастрофических кризисов. В курсе будут рассказаны основные проблемы общества и экологические проблемы, пути решения проблем и предотвращение катастроф.

Курс ориентирован на формирование у слушателей навыков и умений самостоятельногољанализа происходящих в мире глобальных изменений, связанных с комплексным решениемљсоциальных, экономических и экологических проблем. В результате изучения данного курсаљстуденты должны получить системное представление об:

  • основных причинах и предпосылках постановки современным мировымљсообществом задачи перехода к устойчивому развитию;
  • главных противоречиях, возникающих при попытке сочетанияљэкономических и экологических интересов общества;
  • биосферных ограничениях экономического развития человечества;
  • разработанных Мировым сообществом принципах и методов достиженияљустойчивого развития;
  • предпринимаемых в России действиях, направленных на гармонизациюљсоциальных, экономических и экологических задач;
  • экологических проблемах современного общества;
  • тенденциях в разработке и использовании энергетических, минеральных, водных ресурсов.

Открытый дистанционный курс "Уильям Шекспир в историко-культурной традиции: загадки, мифы, реальность" посвящен рассмотрению творчества Уильяма Шекспира в рамках английской литературной традиции и в более широком культурно-историческом контексте. Курс приурочен к 450-летию со дня рождения великого поэта и драматурга.

Современное шекспироведение представляет собой раздел филологических исследований, уникальный во многих отношениях. Исключительны масштаб личности создателя бессмертных произведений и их эстетическая значимость, беспримерным является и общий объем посвященных Шекспиру трудов.

Однако у шекспироведения есть и другие, неожиданные, хотя и достаточно хорошољизвестные стороны, определяющие его уникальность. Авторство ни одного другогољписателя в истории мировой литературы не оспаривается так яростно, как это происходитљв случае с Уильямом Шекспиром из Стратфорда: к настоящему моменту на его местољпретендуют как минимум 80 кандидатов. Дискуссионными оказываются и сам состављпроизведений, называемых шекспировскими, и вопрос о специфике стиля Шекспира:љмногие исследователи либо сосредотачиваются на сравнительно частных характеристикахљтекстов, либо предлагают предельно обтекаемые выводы.

Тем не менее при всей своей кажущейся уязвимости (авторство шекспировскихљтекстов сомнительно, точный состав канонических произведений неизвестен, стильљналичествует, но описанию поддается плохо) современное шекспироведение способнољдать адекватный ответ на большинство загадок и развеять мифы, связанные с именемљвеликого драматурга.

В рамках данного курса, рассматриваться загадки, реальность и мифы о жизни и творчестве поэта. Основные темы курса:љ

-љљљљљљљљљ Является лиљУильям Шекспирљиз Стратфорда автором традиционно приписываемых ему произведений?љ

-љљљљљљљљљ Секреты величия произведений, что привлекает читателя в текстах произведений Уильяма Шекспира

-љљљљљљљљљ Как мог молодой человек из провинции создать тексты, являющиеся образцами словесно-художественного творчества?

В лекционном материале подробно рассмотрены мифы и загадки, которыељ вытекают из выше указанных основных тем. Данные темы рассматриваются в контексте исторических событий, фактов и культурных традиций Англии того времени. Так же подробно рассматриваются предпосылки формирования мифов и загадок вокруг биографии и творчества поэта. В ходе лекций мифы и загадки находят свое логическое объяснение и толкование.

Цель данного лекционного курса заключается в расширении кругозора слушателей.љ

В данном разделе собраны материалы и тестирования к Фестивалю науки.љПервый в России Фестиваль науки был проведен в МГУ имени М.В.Ломоносова в 2006 году. За три дня мероприятия посетили болеељ20 000 человек, в 2012 году Всероссийский Фестиваль науки прошел вљ65љрегионах России. Состоялось болеељ3 500љмероприятий научной направленности. Всероссийский Фестиваль науки 2012 года посетили болеељ800 000љчеловек.

Курс дает представление о базовых понятиях физиологии растений, достижениях в этой области знаний и практическом применении этих знаний человеком.

Мы узнаем, как растение преобразует энергию света и использует углекислый газ для синтеза органических веществ, о разнообразии дыхательных путей, характерном для фотосинтезирующих организмов, об экологических адаптациях в различных группах растений, о том, какие минеральные вещества необходимы растению для полноценного роста и развития, и, наконец, о приоткроем дверь в мир процессов регуляции в растительном организме. Мы узнаем о гормонах растений, их взаимодействии друг с другом и влиянии на морфогенез, а также о том, что свет нужен растениям не только для фотосинтеза. В целом этот курс позволит глубже понимать жизнь зеленого растения, объяснит, почему люди используют те или иные приемы выращивания растений.

Как химия объясняет и изменяет окружающий мир

Данныйљ открытый дистанционный курс раскрывает проблемы международной и межкультурной коммуникации с особым вниманием к тем изменениям в жизни человечества, которые вызваны главными современными процессами: научно-технической революцией, предоставившей небывалые возможности для общения людей, и глобализацией как ее следствием. Новые условия жизни, с одной стороны, дают новый взгляд на роль национальных языков и культур, в том числе и как одного из главных препятствий на пути глобализации, а с другой стороны, по-новому раскрывают как их сущность, так и их влияние на человека, одновременно творца и творения родного языка и культуры.

Цель изучения курса:

    • Подготовить слушателей курса к эффективному межкультурному и международному общению
    • Способствовать оптимальному формированию языковой и межкультурной компетенции

Данный курс будет интересен как лингвистам, специалистам в данной области, которые смогут почерпнуть новые знания и повысить свою профессиональную подготовку, так и будет понятен и интересен неподготовленному слушателю.љ