Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://chronos.msu.ru/old/journal/archive/2005/01/article_05.html
Дата изменения: Sat Dec 14 12:36:48 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 20:57:30 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: релятивистское движение
Информационная природа времени
 

Феномен и ноумен времени. Том 2 (1), 2005. С. 103-115.

ї А. Б. Гуларян

 
 

Информационная природа времени

А. Б. Гуларян

Ст. преподаватель кафедры философии и социологии

Орловского государственного агроуниверситета

Мы знаем, время растяжимо
Оно зависит от того
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

С.Маршак

Во время одной из телевизионных дискуссий академик А.Б.Мигдал произнес замечательную фразу: “Чудо – это то, что не сводится к элементам”. Этой фразой он определил основное свойство человеческого познания и одновременно его ограниченность. Человеческое познание – это разъятие изучаемого явления на элементы и изучение его структуры. То, что не имеет структуры или не поддается такому разложению – не познаваемо для человеческого интеллекта, то есть чудо. Вышесказанное относится к области интеллектуально-логического, рационального познания. Хотя нужно отметить, что кроме него существует постижение мира путем интуитивного озарения.

В большинстве случаев человек представляет себе мир в виде логически построенной системы. Так, в мифах древних греков Космосу противопоставляется Хаос. Первоначальное состояние мира – бесструктурный, неорганизованный Хаос, в котором смешаны тьма и свет, верх и низ, земля и воздух (полная энтропия). Из этого Хаоса зародился определенным образом организованный Космос, который по представлениям греков имел форму яйца.

Современная картина Вселенной гораздо сложнее древнегреческой. Но, все равно, она представляет собой очень строго упорядоченную структуру на микро-, макро-, мега-уровне. В учебнике “Введение в философию” (авторский коллектив под руководством акад. И.Т.Фролова) по этому поводу сказано: “В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о ее сложной системной организации. Любой объект материального мира может быть рассмотрен в качестве системы, то есть особой целостности, которая характеризуется наличием элементов и связей между ними”.1

На различных уровнях материя имеет четкую организацию: элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, планетные системы и звезды, галактики, Метагалактика. Таким образом, структурность, системность – одна из коренных и фундаментальных характеристик нашего человеческого мира. Все уровни строения материи, по словам А.С.Щербакова, “...объединяет общий принцип функционирования – принцип информационной самоорганизации”.2 Термин “информационная самоорганизация” очень точен, ибо одним из свойств структуры материи является свойство нести информацию для человеческого разума и в процессе взаимодействия объектов Вселенной. “Информация, – отраженная структура, воспроизводящая структуру оригинала”.3

Более того, в нашем, человеческом восприятии, структура Вселенной и человеческого сознания является единственным объектом нашего познания. Что бы мы ни изучали – вновь открытые частицы микромира, или объекты на окраине Метагалактики или свойства самого человеческого разума – мы везде изучаем в первую очередь структуру материи.

Современные физики вплотную подошли к пониманию природы физического вакуума, и эта природа оказалась дисперсной. Согласно принятой на сегодняшний день гипотезе физический вакуум не абсолютная “теоретическая пустота”, а особое состояние материи, в котором происходят сложные процессы рождения и умирания элементарных частиц. Предполагается, что физический вакуум состоит из так называемых виртуальных частиц – своеобразных потенций элементарных частиц, которые при определенных условиях могут вырваться из вакуума, превращаясь в нормальные элементарные частицы. То есть, вакуум имеет собственную структуру.

На противоположной стороне познания астрофизика подошла к открытию упорядоченной структуры Метагалактики. Согласно современным взглядам ученых в Метагалактике определенным образом чередуются скопления материи и свободные участки пространства. По форме эта структура напоминает ячейки рыболовной сети.

Таким образом, можно сделать вывод, что структурность, системность является в нашем, человеческом восприятии фундаментальным свойством этого мира, ибо никто еще не наблюдал бесструктурной материи. Определенная структура, запечатлеваясь на массо-энергитической основе, определяет собой качественные характеристики материального объекта. Так, М.В.Волькенштейн утверждает, что информация о будущем кристалле закодирована в строении его исходных компонентов - атомов. Действительно, строение атомов определяет их валентность, то есть количество связей атома в молекуле или кристаллической решетке. Следовательно, строение молекул и кристаллических решеток определяется строением входящих в них атомов.4 Строение самих атомов определяется периодическим законом Д.И.Менделеева. А структура атома (существование ядра и электронных оболочек) определяется строением нашего пространства-времени. Со школьной скамьи мы знаем, что формой существования материи является движение. Точнее было бы сказать, что формой существования материи является системная организация, структура, ибо движение в философском смысле - это любые изменения, происходящие в структуре этого мира.

Аналогично можно охарактеризовать логику развития нашего познания. Она состоит в том, что любая решенная задача дает возможность решать новые задачи. Эти новые задачи связаны с предыдущими, то есть материнская задача ограничивает пространство решений для дочерних. Одновременно, будучи превращены в технологии, новые задачи расширяют пространство решений для человечества. В результате начинается структуризация научного познания, при которой новые результаты не столько открывают новые возможности, сколько перечеркивают возможности альтернативные.

Не подлежит сомнению, что наши представления о мире связаны с нашим сознанием, надстраиваются друг над другом. С другой стороны наши представления укладываются в систему: в мировоззрение или парадигму. Крушение парадигмы связано с появлением новых понятий, которые в нее не укладываются: так произошло, например, когда Макс Планк ввел понятие “квант”. Все вышеизложенные рассуждения целиком применимы и к понятию времени. Время имеет информационную природу. В рамках парадигмы информационной эпохи этот подход к объективации времени вполне доказуем.

Во-первых, физик Кост де Борегар заметил однажды, что мы измеряем время с помощью изменений и изменения с помощью времени. Это противоречие современной наукой еще не преодолено.5 Но любое изменение по своей природе информационно: при изменениях генерируется новая информация. Существует движение материи, накапливаются изменения, создается информация, возрастает энтропия. Русский математик Н.И.Лобачевский дошел до полного отрицания времени, заявив: “Движение одного тела, принимаемое за известное в сравнении с другим, называется временем”.6 Здесь великий математик тоже вплотную подходит к пониманию информационной природой времени, ибо “движение, принятое за известное в сравнении с другим” – это уже не просто движение, а информация.

Во-вторых, время выступает как системно структурированный информационный объект. Время, вернее наши представления о нем являются сложной информационной структурой, включающей в себя представления о прошлом, настоящем и будущем и вектор движения. На это обратил внимание Мартин Хайдеггер, заметивший, что время не только присутствие, но и протяжение, “взаимное протяжение наступающего, осуществившегося и настоящего”.7 “Просвет протяжения наступающего, осуществившегося и настоящего сам допространственный8, только по этому он может вмещать пространство, то есть иметь место”.9

Это выражение выдающегося философа довольно туманно, и требует комментария. Действительно, время для человека – прежде всего просвет протяженности, то есть обозримое для него прошлое и будущее. Но применима ли эта формулировка к объективной реальности?

Представим себе систему координат эвклидово-ньютоновского пространства: длина, ширина и высота – три линии, пересекающиеся в одной точке под прямым углом. Они задают нам систему координат некоего объема, в котором мы можем задавать различные точки, плоскости, фигуры и формы. Но чтобы “взять” точку пространства в системе координат, нужно еще провести три линии от точки к координатам, а для этого нужно, чтобы существовало время. Ведь прямая линия – это прямолинейное и равномерное движение геометрической точки. А движение без времени невозможно.

Следовательно, без времени невозможны никакие наблюдения в пространстве: определение координат, формы объекта, так как эти действия связаны с движением внутри координатной сетки. Без времени пространственный объем не сможет существовать ни для себя, ни для наблюдателя. То есть в нем не может происходить обмен веществом, энергией и информацией.

В соответствии с объектом изменения ученые и философы выделяют три вида времени: социальное время, естественнонаучное время и психологическое время. Кроме того, чтобы получить объемную картину и углубить понимание информационной природы времени следует выделить по характеру вектора движения линейное время (время-дление) и циклическое время (время-порядок).

Время социальное определяет организацию человеческой жизни. Социальному времени соответствует циклическое время-порядок. Время-порядок проявляет себя в календарных системах, которые обрастали ритуалами и регламентами повседневной жизни. Этнографические и фольклорные исследования свидетельствуют, что фундаментальное понятие времени было неизвестно первобытным людям. Например, полинезийцы различают только “вчера” и “завтра”. А то, что выходит за эти рамки, сливается для них в “давно” и “после”. Первобытный охотник вписан в природу, и его жизнь подчинена ритму смены времен года. Но информационного значения этих изменений для него не существует. В тоже время первобытные земледельцы уже ведут счет сменяющимся временам года, и это помогает им вести хозяйство. Так, древние славяне считали время сезонами. Полный цикл смены сезонов назывался у них “лето”, а языческие праздники определяли ритм смены сезонных работ.10

Это наблюдение показывает, что представление о времени появилось из необходимости регулировать производственные процессы, общественную жизнь и отношения Человечества с окружающим миром. Понятие времени сформировалось довольно поздно, и предполагало в качестве своего условия достижение обществом определенного культурного уровня. Первоначальным представлением о времени являлись календари.11 Чем выше социальная организация, тем изощреннее календарная система, и тем большее число ритуалов и запретов с ней связано.

Ритуализацию календаря блестяще рассмотрел Ростислав Кинжалов в своей повести “Конец священного круга”. Кинжалов Р.В.– известный этнограф, изучавший культуру Средней Америки, написал книгу по истории ольмеков, живших в XV-IV веках до нашей эры. Календарь ольмеков представлял собой цикл в 104 года. По истечении цикла для предотвращения мировой катастрофы требовалось выполнить множество сложных обрядов – “обновить мир”. Для этого уничтожались старые культовые вещи и скульптурные памятники, обновлялись дворцы и храмы. Установлено, что каждые тринадцать лет ольмеки также избирали юношу, который с момента избрания воплощал в себе духа кукурузы и в течение года пользовался всеми привилегиями живого божества, а потом приносился в жертву. Племена трипольцев, жившие в Северном Причерноморье в III тыс. до н.э., имели схожие обычаи: с определенной периодичностью “убивали” все предметы своей материальной культуры, включая жилые постройки и святилища, “обновляя” таким образом мир.

Линейное измерение, время-дление врывается в социальное время во времена революций и переворотов. Знаменитый юлианский календарь был введен вместо традиционного римского календаря в числе других реформ Юлия Цезаря, знаменующих переход от республики к империи. Хорошо известен революционный календарь времен Великой Французской революции, и революционные праздники, введенные Робеспьером. Случай знаменательный, показывает опыт разрыва с прежним порядком и ритуалами, скрепляющими общественную жизнь и попытку насаждения новых порядков и ритуалов. Декрет СНК о переходе с юлианского на григорианский календарь был подписан В.И.Лениным 24 января 1918 года, в начале гражданской войны.

Времени естественнонаучному более соответствует линейное время-дление. Информационная составляющая времени как дления проявляется в различении событий, сменяющих друг друга. Интересна мысль Еремея Парнова в романе “Мальтийский жезл” о том, что “магические” формулы и заговоры служили средневековым алхимикам для того, чтобы отмерять точные отрезки времени в химических реакциях, вне зависимости от того, что сами алхимики думали об этих заклинаниях. В этом случае значимая информация выступает чистым мерилом времени. Сухопутные и морские расстояния в древности часто измерялись временем – днями пути.

Исаак Ньютон заявил в 1686 году: “Абсолютное, настоящее, математическое время само по себе и своей природе течет безотносительно всему окружающему”. Прибавив к равномерно текущему абсолютному времени неподвижное абсолютное пространство, И.Ньютон придал им, по сути дела, свойства атрибутов Бога. Ведь не даром Ньютон был не только гениальным физиком, но и крупным теологом. А Бог и его атрибуты не могут быть объектами изучения.12 Предшественник Ньютона на кафедре Кембриджского университета и его учитель Исаак Барроу определил время следующим образом: “Время обладает только длинной, подобно ей во всех своих частях и может рассматриваться как составленное путем простого сложения последующих мгновений”. Но “длинна” – категория измерительная и возвращает нас с уровня “атрибутов Бога” к информационным процессам.

Представления Ньютона и Барроу легли в основу системы классической механики. Математическое безотносительное время (“атрибут Бога”) оказалось очень удобным инструментом измерения физических процессов, способом зафиксировать новую информацию. Ньютон вычленил (элиминировал) из реального мира механическое движение и препарировал его. Реальное историческое и неповторяющееся время было заменено механическим обращаемым временем формул и моделей. Характеристика систем, рассматриваемых классической механикой, полностью зависит и определяется их состоянием в данный момент. Таким образом, определив время как прямое, абсолютное, равномерное и безотносительное для окружающего, ученые фактически отодвинули его в сторону, и разработали такую картину мира, в которой физические процессы не имеют собственной истории. Здесь мы видим уже не столько время-дление, сколько время-порядок.

Но постепенно ученые приходили к выводу о том, что модель абсолютных математических пространства и времени не соответствует реальности. Намеки на это содержались в трудах Джона Локка, Жана-Ларона д’Аламбера, Жозефа Луи Лангража, Густава Фехнера. На заре XX века классическую механику Исаака Ньютона сменила общая теория относительности Альберта Эйнштейна с представлением о едином континууме пространства-времени.

В 1908 году Герман Минковский прочитал доклад на конгрессе математиков в Кельне. В этом докладе было математически обосновано единое пространство-время. Альберт Эйнштейн тут же вставил это понятие в свою теорию, обосновав релятивизм пространства-времени. В 1921 году венгерский физик Мельхиор Палади выпустил монографию “Новая теория пространства-времени”. После этого и до сего дня представления о едином пространстве-времени стали доминирующими в физике.13 Время в модели пространства-времени является не подсобной, а главной составляющей континуума, само изменяющееся и определяющее происходящие в нем процессы. То есть теория относительности вернула в физику время-дление.

Психологическое время тоже обладает свойствами релятивизма – растягивается и сжимается – как очень точно подметил Борис Пастернак в гениальной строчке: “И дольше века длится день”. Человеческое сознание оперирует своим внутренним временем, заставляя его течь то быстрее, то медленнее. Многие из личного опыта знают, что можно аккумулировать время внутри себя, чтобы потом развернуть, как напряженную пружину.

Проблемами психологического времени занимался французский философ Анри Бергсон. Для его описания он ввел новое понятие “дление”, которое широко используется в представленном докладе. Дление включает в себя представление о перетекании времени из будущего в прошлое, от начала процесса к его концу. Эту мысль в дальнейшем развивала школа экзистенциализма, которая трактовала человеческую жизнь именно как дление во времени, переживание и проживание человеком своей жизни.14 Точно также определял сущность времени Георг Зиммель: “Время – это жизнь, если оставить в стороне ее содержание”.15 То есть, если для Н.И.Лобачевского время – это движение плюс информация, то для Г.Зиммеля – движение минус информация.

Очень интересны наблюдения за внутренним психологическим временем человека в работах русского философа-священника Павла Флоренского. В частности, в работе “Иконостас” П.А.Флоренский проанализировал движение времени во время человеческого сна. Он пришел к выводу, что время во сне движется в обратную сторону: от развязки к завязке сна. И только после пробуждения, если человек не забывает сновидение, оно выстраивается в привычном для нас порядке. Павел Флоренский обратил также внимание на необычайную спрессованность времени во сне.16

Но для П.А.Флоренского эти рассуждения не имели самостоятельного значения, а служили доводом существования потустороннего мира, в котором душа черпает образы для творчества.

Для наблюдения за психологическим временем интересно рассмотреть культурные аспекты восприятия времени. В культурах разных народов время воспринималось по-разному: древний иудей воспринимал время не так, как египтянин, а индиец не как грек. Небольшую энциклопедию представлений о времени у разных народов составил В.И.Вернадский в своей работе “Философские мысли натуралиста”.

Так в Древней Иудее образ времени был связан с представлениями о воле Божьей. Время протекает согласно планам Творца, и в один из моментов Бог остановит течение времени. Библейские псалмы и проповеди восхваляют времена и сроки, установленные свыше.17 Пророки закладывают религию конца времен и пришествия на землю Мессии.

Древнеиндийская мысль тоже ожидает конца времени. Но это конец не времени вообще, а личного времени человека, достигшего состояния самадхи. Для человека, взошедшего к Браме через ясность и глубину сознания, нет больше времени и нет перерождения.

Будда понимал время только как момент бесконечного становления, которое он понимал как страдание. Действительно, любое становление есть конфликт, а конфликт без страдания невозможен. Страдание в мире бесконечно, а потому и бессмысленно. Время есть становление без конца и цели. Оно теряет в буддизме тот смысл осуществления воли Бога или воли Человека, который видели в нем иудеи и индусы. Цель буддизма – остановить время как величайшую бессмыслицу.

Даосизм решал проблему времени не через его преодоление, а через сохранения себя в изменчивом мире. При этом преодолевается не само время, а изменения во времени. Великое бытие, Дао, трактуется китайцами как равнодушное к течению времени

В отличие от народов Древнего Востока, древние греки не пытались разными способами преодолеть время, а следовали ему. Греки трактовали время как меру движения. Древнегреческая душа воспринимала время как актуальное настоящее. Поэтому А.Ф.Лосев и В.И.Вернадский считали, что именно представления древних греков о времени легли в основу современных. “У них есть длительность – но без индийской безнадежности, постоянство – но без китайского оцепенения, ожидание будущего – но без ветхозаветного игнорирования природных процессов”.18

Другие философы находили серьезные недостатки в древнегреческих представлениях о времени. Так, Освальд Шпенглер утверждал, что античная культура не обладала исторической памятью в современном понимании этого слова и довольствовалась мифом вместо строгой исторической науки: “То, что греки называли “Космосом”, было картиной мира не становящегося, а пребывающего, следовательно, сам грек был человеком, который никогда не становился, а всегда пребывал”.19

Древние греки анализировали явления окружающей действительности через элиминацию – метод, предусматривающий вычленение объекта из потока времени. И когда это удавалось, их ожидал интеллектуальный успех. Так, Аристотель определил математику как науку о неизменных вещах, физику – о вещах изменяющихся. При этом созданная греками алгебра и геометрия служат человечеству до сих пор, а представления их физики кажутся нам, по меньшей мере, наивными.

Этому чувству времени, лишенному историзма,20 Шпенглер противопоставлял древнеегипетское представление о времени: “египетская душа, стремящаяся со всей страстью к бесконечному, воспринимала весь мир в виде прошедшего и будущего, а настоящее, идентичное с бодрствующим сознанием, казалось только узкой гранью между двумя неизмеримыми пространствами”.21

Шпенглеру удалось показать, как расхождение в трактовке времени определило специфику различных исторических культур и характер народов. Греки