Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://astrometric.sai.msu.ru/~shat/PAGE/Curios/Uch_Uch.html
Дата изменения: Wed Feb 1 22:28:48 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:23:28 2012
Кодировка: koi8-r
Астрономические курьёзы - Учебные пособия
Вернуться к оглавлению раздела

Астрономические ошибки
в учебниках


* Учебник "Мы и окружающий мир" для 2 класса начальной школы авторов Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова ("Учебная литература", Самара, 2003 год) с первых строчек убивает наповал. Параграф с гордым названием "Россия - родина космонавтики" начинается словами: "4 ноября 1957 года наша страна открыла миру новую эпоху - космическую" (стр.8). Вот так вот - взяли и отняли у родины космонавтики целый месяц из тех считанных недель, которые тогда, в 1957, обеспечили ей приоритет. А между тем это уже третье, "исправленное и дополненное" издание учебника.

* Листаем дальше. Рисунок на странице 47 иллюстрирует путь Солнца летом и зимой.


Такое впечатление, что художники (А.С.Мисюк, С.Г.Цедилов, Л.А.Яцик) текста учебника не читали. Абзацем выше как раз говорится о том, что в разные сезоны года Солнце восходит и заходит в различных точках, а не просто летом в полдень поднимается выше, чем зимой.

* Переворачиваем страницу и видим планеты Солнечной системы на их орбитах:


Конечно, нельзя требовать от схематического рисунка точного соблюдения пропорций. Орбиты планет обычно изображают условно, с искажением масштаба расстояний. Но сами планеты! - если верить художникам, Плутон одного размера с Венерой, Земля одного размера с Сатурном, Уран даже больше него, а Нептун почти догнал Юпитер. Кроме того, у Сатурна не показана фаза: не затенена ночная сторона. Эрудированный второклассник способен заметить подобные ошибки, издательская группа под руководством С.В.Золотарёва оказалась неспособна.

* После всего этого курьёзная ошибка в параграфе "Луна - спутник Земли" уже не удивляет. На странице 54 помещён рисунок лунных фаз:


Фрагмент 4 подписан так: "Новолуние (Луна не видна)". Очевидно, художник понял свою задачу буквально: полная Луна худеет, худеет, худеет... и остаются одни звёздочки. Действительно, Луна в новолуние не видна потому, что к Земле обращено её неосвещённое полушарие. Но неосвещённое полушарие бывает повёрнуто к Земле тогда, когда Луна расположена на небесной сфере вблизи Солнца. Направление на новую Луну - это направление на Солнце. То есть фрагмент 4 должен изображать просто дневное голубое небо.

Трудно поверить, что школьный учебник может содержать столько грубых ошибок в одной главе. А тот факт, что учебник "Мы и окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова издан под эгидой федерального научно-методического центра им. Л.В.Занкова, заставляет задуматься о качестве работы последнего.

Кто остановит дилетантов? Вероятно, на прилавках книжных магазинов вскоре появится очередное, четвёртое издание этого учебника. Исправленное и дополненное, конечно...



* Последователи концепции развивающего обучения Л.В.Занкова продолжают усердно трудиться на ниве астрономического просвещения школьников. В 2003 году издательство "Дрофа" выпустило учебник "Естествознание" для 5 класса средней школы авторов В.И.Сивоглазова и С.В.Суматохина. Этот допущенный Министерством образования РФ учебник для общеобразовательных учреждений убивает наповал прежде, чем его откроют - обложкой.


Нетрудно догадаться, как появился этот оригинальный рисунок. Дизайнеру обложки из соображений композиции потребовался глобус, наклонённый влево. Недолго думая, он "отзеркалил" имеющееся изображение, нимало не заботясь о том, что Евразия и Африка на глобусе поменялись местами. Редакторы учебника Е.Д.Богданова и Г.М.Пальдяева тоже никакого криминала в этом не усмотрели, и теперь этот глобус украшает 10000 тысяч обложек - именно таков тираж учебника.

* После такого многообещающего начала я внимательно прочитала все тридцать страниц учебника, посвящённые астрономии. Вопреки ожиданиям, фактических ошибок в тексте практически не оказалось. Единственное возражение вызывает фрагмент со страницы 82: "Центральная часть головы называется ядром кометы. Диаметр ядра от 0,5 до 20 км, но встречались и такие, диаметр которых превышал диаметр Солнца". Ядро - центральная часть головы кометы - состоит из твёрдых частиц и по размеру никогда не превышает нескольких километров. Сравнима с диаметром Солнца может быть кома - газообразная оболочка ядра.

* Зато иллюстрации к тексту содержат грубейшие ошибки. Вот, например, иллюстрация к параграфу о звёздах со страницы 67:


На рисунке не отмечен Сириус - ярчайшая звезда не только в изображённом секторе, но и на всём нашем небе. Показаны слабые созвездия Кормы и Эридана, но не показан довольно заметный Заяц. Назвать созвездие Кита "Кингом" может только полный невежа. Помимо этого, ориентация созвездий соответствует кульминации, то есть наблюдатель смотрит на юг; откуда же полоса зари? Наконец, изображены пышные кроны лиственных деревьев; однако наблюдать Орион на юге можно только зимой и в начале весны.

Как такой безграмотный рисунок мог попасть на страницы школьного учебника? - Ничего удивительного: среди рецензентов - химик, физик и биолог; астронома не пригласили.

* Параграф "Планеты солнечной системы" сопровождён такой иллюстрацией:


Во-первых, непонятно, что означают цифры рядом с планетами - они не отражают ни расположение планет, ни соотношение их размеров, ни соотношение масс.

Во-вторых, под номерами 6 и 7 показаны Уран и Нептун. Главная особенность Урана - сильно наклонённая ось, Нептуна - голубой цвет. Кроме того, по современным данным Нептун немного меньше Урана по диаметру. На рисунке же большая по диаметру планета 7 изображена голубой и опрокинутой.

* Не следует поручать иллюстрировать учебник неграмотным художникам. Но куда хуже, когда неспециалисты берутся за методическую часть.

К примеру, на странице 49 учащимся предлагается провести "первое научное астрономическое наблюдение": "Пронаблюдай, как солнце скроется за горизонтом, и отметь этот момент по часам. После этого внимательно осматривай небо и, когда заметишь первую яркую звезду, обрати внимание на показание часов. Так ты узнаешь продолжительность сумерек" Однако первыми на фоне вечереющего неба, как правило, появляются планеты, а как отличить планету от звезды, авторы не поясняют.

* Другой пример. В качестве развивающего упражнения учащимся предложено ответить на вопрос N2 (стр.87): Какие наблюдения необходимо произвести, чтобы убедиться, что положение звёзд на небе не меняется? - Помилуйте, господа Сивоглазов и Суматохин, прямые наблюдения доказывают как раз обратное!

* Далее. Практическое задание на странице 78 предлагается выполнять по такой таблице:


Указанные числа - это средние расстояния планет от Солнца (большие полуоси орбит). Текущая "удалённость" может отличаться от средней на много миллионов километров. Известно, например, что иногда Плутон оказывается ближе к Солнцу, чем Нептун.

* По замыслу занковских методистов, к этой таблице учащийся должен обратиться ещё раз, выполняя обобщающее задание N7 (стр.87): "Между какими двумя соседними планетами Солнечной системы самое большое расстояние? Очевидно, если не оговорена конфигурация планет, такой вопрос вообще лишён смысла. И простым вычитанием эта задачка не решается - ввиду различной эллиптичности и наклонения планетных орбит.

Такие вот "развивающие" задания.



Какой же вывод можно сделать, проанализировав пару учебников системы Занкова? - Совершенно однозначный: никакая методическая подкованность в области развивающего обучения не может заменить знания собственно предмета.


Вернуться к оглавлению раздела