20 января 2014 г. в Госдуму был внесен Законопроект ? 431985-6 о внесении изменений в Федеральный закон ?Об исчислении времени?.
Среди прочих документов, представленных на рассмотрение (http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=431985-6), опубликован сам текст законопроекта и пояснительная записка к нему.
Согласно статье 1, законопроект предполагает изменение границ часовых зон на территории РФ. Также, приведен перечень новых часовых зон (кстати, в тексте ?10 часовая зона (московское время плюс 7 часов)?, скорее всего опечатка, должно быть ?10 часовая зона (московское время плюс 8 (восемь) часов)?).љ
Однако, если отобразить этот перечень в картографическом виде, то получится следующая картина ? см. рис. 1 (кликабельно).
Рис. 1. Часовые зоны России, согласно законопроектуљ? 431985-6љО внесении изменений в Федеральный закон «Об исчислении времени».
Как видим, ситуация еще более запутанная и может вызвать новые недовольства среди населения.
Особенно наглядно ситуация с искажениями времени относительно поясного представлена на рис. 2љ(кликабельно).
Рис. 2.љЧасовые зоны относительно географических границ часовых поясов.
Именно так будут представлены системы исчисления времени в различных регионах РФ в случае принятия законопроекта в существующей редакции. Более всего проблема проявлена на территории Республики Саха (Якутия) ? см. рис. 3љ(кликабельно).
Рис. 3.љЧасовые зоны Якутии относительно географических границ часовых поясов, согласнољПостановлению Правительства РФ от 31 августа 2011љг. N 725.
Однако, насколько мне известно, Томпонский и Усть-Майский улусыљпродолжают использоватьљвремя 8-й часовой зоны, Оймяконский улус ? время 9-й часовой зоны.
В новом законопроекте предлагается закрепить это деление. Однако, мне здесь непонятна логика разработчиков. Почему более южные территории переводятся на время соседней западной часовой зоны, а северные улусы остаются без изменений. Ведь, наоборот, чем северней территория, тем ?безразличнее? по какому времени жить. Тем более, ведь допускается время поясное минус 1 час для Новосибирских островов и восточной части Чукотского АО.
При проведении новых границ часовых зон необходимо использовать не существующее сейчас деление нашей страны на часовые зоны (это как раз и приводит к несуразицам), а карту часовых поясов России относительно математических (географических) меридианов, представленной на рис. 4љ(кликабельно).
Рис. 4. Часовые пояса Россииљотносительно математических (географических) меридианов.
Что касается пояснительной записки, то во втором абзаце утверждается, что ?В результате, с осени 2011 года в более чем в 20 регионах России (80% территории страны, 40% населения) административное время стало опережать поясное на два часа?. Если с цифрой 40% населения можно согласиться, то откуда значение 80% территории страны неизвестно?
На самом деле, на сегодняшний день (январь 2014 г.) в системе исчисления времени ?поясное + 2 часа? находится тоже около 40% территории России. Более подробно и обстоятельно эта ситуация описана в заметке ? ?Россия живет по декретному времени. Так ли это на самом деле??.
Опечатка с местным временем 10 часовой зоны и другие погрешности текста законопроекта свидетельствуют о низком качестве оформления документа. По-моему, из этой же серии огрехов и распределение территории Якутии по часовым зонам, сдвинутое на 1 час к Москве. Хочется думать, что Удмуртия и Самарская область не попали в МСК+1 тоже по этим причинам.
В целом законопроект имеет два основных недостатка:
1. Подробное распределение субъектов по часовым зонам.
2. Существенное усложнение процедуры перехода субъекта в соседнюю часовую зону.
Обязательный перевод стрелок осенью 2014 сразу на 2 часа назад в большом количестве субъектов — Уфа, Пермь, Оренбург, Омск, Чита, Якутск, Владивосток, Биробиджан, Хабаровск — повышает риск провала всей затеи с возвратом на ?зимнее? время.
Для уменьшения риска надо уменьшить в законопроекте количество регионов, где предстоит перевод стрелок на 2 часа назад, до необходимого минимума, до 4-х. Пермь, Уфа, Оренбург переводят стрелки на 2 часа для восстановления часовой зоны МСК+1, а Чита — из-за самого большого расхождения местного и астрономического времени.
Да, Владимир!
В очередной раз настораживает то, что реализация реформы исчисления времени может пройти крайне некомпетентно.
Кстати, Владимир Беспалов был против перевода стрелок на 2 часа назад в Хабаровске, Владивостоке и Биробиджане — http://besp.narod.ru/letnee2h.htm.
Похоже, что Сергея Калашникова увлекла роль повелителя времени в регионах.
Как можно судить из законопроекта в третьем чтении, все-таки перевода в +9 для Хабаровская, Биробиджана и Владивостока не будет.
Посмотрев на карту, я понял, что в очередной раз ничего хорошего не выйдет. Как минимум, в Кировской области, в Республике Марий Эл, в Удмуртии, в Чувашской республике, в Татарстане, в Ульяновской и Самарской областях необходимо оставить время UTC+4, которое сейчас. UTC+3 — это солнечное время Нижнего Новгорода, Пензы, Волгограда! А вышеперечисленные регионы все находятся восточнее. Если ввести у них UTC+3 (т.е. реальное время будет опережать солнечное), то летом темнеть в 8 часов вечера будет, при том что светать будет чуть ли не в 2-3 утра. Кому это надо?
В той же Самаре даже сейчас люди выступают за то, чтобы летом там было UTC+5, т.к. рано светает (я лично общался с некоторыми людьми из Самары). Так еще один час им отнимать?
Да и даже в той же Москве и Санкт-Петербурге, где зимой актуально время UTC+3, все равно одним переводом времени ограничиться нельзя. Хотим жить как в Европе — рано ложиться, рано вставать — давайте сделаем так, чтобы все магазины открывались в 8 утра. А как еще.
P.S. Живу в Москве, в принципе почти все равно UTC+3 или UTC+4. Лично мне лучше даже первое — я соня, сейчас в выходные в 10 часов встаю
Наиболее приемлемый и наименее рискованный вариант сейчас —