Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://aspirant.phys.msu.ru/index/pedagogics%20program.doc
Дата изменения: Fri Dec 12 14:56:06 2014
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:32:51 2016
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: дидактический материал

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КНИВЕРСИТЕТ
имени М.В. ЛОМОНОСОВА
Факультет педагогического образования







УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета педагогического
образования
Н.Х. Розов
«____»____________________ 2014 г.






ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»






Москва
2014
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1. Цели и задачи дисциплины, её общая характеристика:

Цель изучения дисциплины: формирование у аспирантов целостной системы
знаний в области психологии и педагогики высшего образования


Задачи дисциплины:

. Формирование целостных знаний в области педагогики и психологии
высшего образования;
. Формирование знаний о познавательной сфере обучающихся;
. Формирование представлений о воспитательной деятельности студентов;
. Познакомить аспирантов с современными педагогическими технологиями и
методами обучения;
. Формирование знаний в области построения и структуризации лекционного
материала;
. Познакомить аспирантов с психологическими основами профессионального
развития.


2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
подготовки аспирантов.
Дисциплина «Психология и педагогика высшей школы» относится к циклу
гуманитарных, социальных и экономических дисциплин при подготовке
аспирантов к педагогической деятельности.

3. Требования к результатам освоения дисциплины.
В результате изучения дисциплины аспиранты должны:
1) знать:
. Структуру современной системы образования;
. Современные психолого-педагогические подходы к образованию;
. Основы педагогики высшей школы;
. Основные педагогические технологии;
. Структуру развития и формирования психики человека;
. Психологию личности студентов;
. Основные дидактические принципы образования;
. Основы психологии профессионального образования.
2) уметь:
. Грамотно выстраивать лекционный материал;
. Организовать самостоятельную работу студентов;
. Работать со вниманием аудитории;
. Задействовать личностный потенциал студентов для достижения
педагогических задач.
3) владеть:
. Навыками работы с современными технологиями обучения;
. Навыками взаимодействия с аудиторией;
. Инструментарием для построения лекций, семинарских и практических
занятий;
. Принципами построения активных форм обучения.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих
компетенций:

Универсальные компетенции:
способность планировать, осуществлять и оценивать учебный процесс с
учетом специфики образовательной среды.
Общепрофессиональные компетенции:
способность обоснованно выбирать и эффективно использовать современные
образовательные технологии, методы и средства обучения с целью
обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального
развития обучающегося по программам высшего образования;
способность разрабатывать комплексное методическое обеспечение
образовательных дисциплин (модулей) с учетом передового международного
опыта.


РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:
|Вид работы |Трудоемкость |
| |Академически|Зачетные |
| |е |единицы |
| |часы | |
|Общая трудоемкость |72 |2 |
|Аудиторная работа |36 | |
|Лекции |24 | |
|Практические занятия/семинары |12 | |
|Самостоятельная работа, всего |36 | |
|В том числе |
|Проект | | |
|Внеаудиторные самостоятельные работы | | |
|Самоподготовка (самостоятельное изучение | | |
|лекционного материала и материала учебников, | | |
|подготовка к практическим занятиям, текущему | | |
|контролю) | | |
|Виды текущего контроля (контр, работы,) | | |
|Консультации | | |
|Вид промежуточной аттестации | | |



2.2. Содержательный план дисциплины

|Наименование разделов и тем |Количество часов (в акад. часах |
| |и/или кредитах) |
| |Лекции|Практич|Самостоят|Всего |
| | |ес кие |работа |часов |
| | |занятия| |по теме|
|Тема 1 . Современное развитие |2 | |2 |4 |
|образования в высшей школе. | | | | |
|Тема 2. Психологические основы |2 |2 |4 |8 |
|организации познавательной | | | | |
|деятельности в учебном процессе. | | | | |
|Ощущение, восприятие, внимание. | | | | |
|Тема 3. Психологические основы |2 |2 |4 |8 |
|организации познавательной | | | | |
|деятельности в учебном процессе. | | | | |
|Память, мышление, речь | | | | |
|Тема 4. Характеристика темперамента|2 | |2 |4 |
|и характера в учебном процессе | | | | |
|Тема 5. Понятие и структура |2 |2 |4 |8 |
|способностей человека. | | | | |
|Педагогические способности. | | | | |
|Тема 6. Эмоционально-волевая |2 | |2 |4 |
|регуляция деятельности. Мотивация | | | | |
|личности | | | | |
|Тема 7. Педагогика высшего |2 | |2 |4 |
|образования | | | | |
|Тема 8. Формы организации учебного |2 | |2 |4 |
|процесса в высшей школе | | | | |
|Тема 9. Современные педагогические |4 |4 |8 |16 |
|технологии | | | | |
|Тема 10. Активное обучение |2 |2 |4 |8 |
|Тема 11. Психология |2 | |2 |4 |
|профессионального образования | | | | |
|Итого по курсу: |24 |12 |36 |72 |


2.3. Содержание дисциплины.
Тема 1. Современное развитие образования в высшей школе.
Развитие высшего профессионального образования в России. Конкурентная
среда образования. Проблема соотношения бакалавриата и магистратуры.
Отношение учёных к ЕГЭ. Основные факторы, влияющие на качество высшего
образования согласно ЮНЕСКО. Болонский процесс. Переход к уровневому
образованию, введение кредитных систем. Смена образовательной парадигмы.
Общие положения компетентностного подхода. Концепции гуманизации и
гуманитаризации образования. Критерии гуманизации образования. Системный и
синергетические подходы в образовании. Типы междисциплинарных связей в
образовании. Воспитательный компонент в профессиональном образовании.
Информатизация образования.


Тема 2. Психологические основы организации познавательной сферы в учебном
процессе. Ощущение, восприятие, внимание.
Общее представление о познавательных процессах. Ощущение и восприятие.
Основные закономерности процесса ощущения: пороги чувствительности,
адаптация, взаимодействие ощущений, сенсибилизация, компенсация.
Классификация видов восприятия. Свойства восприятия: целостность,
структурность, осмысленность, предметность, константность, апперцепция,
избирательность. Характеристика внимания как познавательного процесса. Виды
внимания. Свойства внимания: объём, устойчивость, концентрация,
переключение, распределение. Внимание в учебном процессе. Характеристика
видов памяти.



Тема 3. Психологические основы организации познавательной сферы в учебном
процессе. Память, мышление, речь.
Процессы памяти: запечатление, сохранение, воспроизведение, забывание.
Принципы успешного запоминания. Характеристика мышления как
познавательного процесса. Виды мышления. Операции мышления: анализ,
синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация. Формы
мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие индукции и дедукции в
мыслительном процессе. Связь мышления и речи.



Тема 4. Характеристика темперамента и характера в учебном процессе
Происхождение и анализ понятия «темперамент». Проблема оценки и
измерения темперамента. Представление о теории темпераментов. Анализ
основных психологических составляющих темперамента: общей психической
активности, психомоторики и эмоциональности. Составляющие темперамента по
Я. Стреляу: сенсорная чувствительность, выносливость, активность,
подвижность, устойчивость, живость, эмоциональная реактивность. Проблема
реактивности и активности субъекта и их роль в проявлении темперамента.
Обобщение различных представлений о структуре темперамента. Исследование
связи темперамента с деятельностью человека. Методы исследования
индивидуального стиля деятельности и исследования его проявления.
Определение понятия характера. Проблема типологии характера и выделения
оснований для классификации различных его типов. Связь черт характера с
волевой, эмоциональной сферой и интеллектом человека. Акцентуация характера
и методы её выявления. Типологии акцентуаций характера. Проблема коррекции
характера.. Проблема развития и воспитания характера. Развитие характера по
Фромму. Проблема социального характера.



Тема 5. Понятие и структура способностей человека. Педагогические
способности.

Общая характеристика способностей. Характеристика понятия «Задатки»
Классификация способностей. Проблемы изучения способностей человека:
детерминанты способностей (наследственность и среда); проблема
классификации способностей; взаимосвязь общих и специальных способностей;
проблема методов измерения способностей. Развитие способностей и факторы
его определяющие. Двухфазная теория способностей Ч. Спирмена. Проблема
общих способностей. Виды способностей по Д. Хеббу. Структура способностей
по Терстоуну. Роль специальных способностей в развитии индивидуальности.
Кубическая модель структуры способностей Дж. Гилфорда. Содержательный,
операциональный и продуктивный компоненты способностей. Общие представления
о Современных когнитивных теориях способностей. Уровневая теория
интеллектуальных способностей Г. Айзенка. Три вида интеллекта по Айзенку:
биологический, психометрический и социальный, их особенности и способы их
изучения. Теория тройственного интеллекта Р. Стернберга (триархическая
модель способностей). Компонентные способности, эмпирический интеллект и
ситуативный интеллект. Роль социального контекста в развитии практического
и социального интеллекта. Теория многих интеллектов Г. Гарднера. Роль
социальной среды, языкового опыта, культуры и искусства в формировании
способностей человека. Проблема формирования и развития способностей
(В.Д.Шадриков). Функциональные, операционные и регулирующие механизмы
способностей. Способности и характер. Способности и личность. Способности и
деятельность. Биологическое и социальное в развитии способностей. Феномен
одаренности. Роль сензитивных периодов и мотивации в развитии одаренности.
Анализ понятий «талант», «одарённость», «гениальность».


Тема 6. Эмоционально-волевая регуляция деятельности. Мотивация личности
Определение понятия «эмоции». Особенности эмоций. Двувалентность
эмоций. Виды эмоций. Эмоциональный тон ощущения. Эмоциональный отклик.
Понятие настроения, формы настроения. Конфликтные эмоциональные состояния.
Понятие стресса. Этапы развития стрессового состояния по Г. Селье: тревога,
сопротивление, истощение. Определение понятия аффекта. Три стадии
аффективного состояния. Формы аффективного состояния: страх, ужас, фобии,
гнев, фрустрация. Понятие депрессии. Чувства как высшие эмоции. Виды
чувств: праксические, нравственные, эстетические, интеллектуальные. Понятия
совести, чувства долга и чувства чести. Общие закономерности эмоций и
чувств: обобщённость и возможность переноса; притупляемость,
взаимодействие, суммация, замещение, переключаемость, экспрессия. Проблема
воли в психологии. Произвольность и воля. Волевая регуляция поведения
личности. Формирование воли. Общее представление о структуре волевой
регуляции деятельности. Классификация волевых действий. Волевые состояния:
инициативность, решительность, целеустремлённость, уверенность,
настойчивость, сдержанность. Общее представление о мотивации. Психология
мотивации: история, современное состояние и тенденции её развития. Понятия
«потребность», «мотив», «мотивация» в теории деятельности А.Н. Леонтьева.
Мотивационные состояния личности. Понятие «интерес», разновидности. Желания
и намерения как мотивационные состояния. Краткий очерк об основных теориях
движущих сил поведения человека. Общее представление о потребности как
источнике мотивации. Личностные и когнитивные переменные, влияющие на
мотивацию: стратегии целеполагания, локус контроля, ожидания, атрибутивные
схемы. Мотив, цель и смысл. Виды и функции мотивов. Понятие установки,
механизмы установочной регуляции деятельности. Влияние мотивации на
продуктивность и качество деятельности. Формирование и развитие мотивации
человека в онтогенезе. Мотивация достижения, подходы к ее изучению.
Мотивация асоциального поведения.



Тема 7. Педагогика высшего образования
Предмет педагогической науки. Связь педагогики с другими науками.
Понятие дидактики высшей школы. Движущие силы обучения. Принципы обучения
в высшей школе. Методы обучения в высшей школе. Управление учебным
процессом. Компоненты педагогической деятельности. Педагогические
способности преподавателя высшей школы.



Тема 8. Формы организации учебного процесса в высшей школе.
Структура лекции. Виды лекций. Оценка качества лекции. Цель и задачи
семинара. Типы семинарских занятий. Критерии оценки семинарских занятий.
Цель и задачи практических занятий. Структура практических занятий.
Лабораторные работы. Организация самостоятельной работы студентов. Условия
для эффективной самостоятельной работы. Уровни самостоятельной
деятельности студентов. Функции и формы педагогического контроля в высшей
школе. Оценка и отметка как формы педагогического контроля.
Организационные принципы педагогического контроля. Тестирование как форма
контроля за учебным процессом в высшей школе. Виды и формы тестирования.
Характеристика тестовых заданий. Методы оценки тестов.



Тема 9. Современные педагогические технологии.
Современные направления обучения. Классификация педагогических
технологий. Структурные компоненты педагогических технологий. Основные
требования к современным технологиям обучения. Технология модульного
обучения. Понятие «обучающий модуль». Принципы модульного обучения.
Компетентностный подход в модульном обучении. Виды образовательных
рейтингов. Технология проблемного обучения. Функции и признаки
проблемного обучения. Виды и уровни проблемного обучения. Организация
проблемного обучения. Технология знаково-контекстного обучения. Базовые и
переходные формы деятельности студентов в рамках контекстного обучения.
Основные требования к содержанию в рамках знаково-контекстной технологии.
Сущность и принципы организации деловой игры в рамках контекстного
обучения. Структура деловой игры. Технология кейс-метода. Признаки и
технологические особенности метода case-study. Классификация кейсов.
Структура и принципы построения кейса. Технология метода проектов.
Типология проектов. Общее представление об эвристических технологиях
обучения. Технология развивающего обучения. Технология дистанционного
обучения. Обучение online, технология вебинаров.



Тема 10. Активное обучение
Активное обучение. Методы активного обучения. Имитационные
упражнения, разыгрывание ролей, игровое проектирование, семинар-
дискуссия. Деловая игра как метод активного обучения. Четыре этапа
проведения деловой игры. «Круглый стол» как метод активного обучения.
Стадии организации дискуссии. Задачи, реализуемые в ходе дискуссии. Цель и
задачи мозгового штурма. Этапы организации и проведения мозгового штурма.



Тема 11. Психология профессионального образования.
Профессиональное самоопределение личности. Теории профессионального
развития (Э. Берн, Д. Сьюпер). Факторы, влияющие на выбор профессии. Этапы
профессионального пути (концепции Сьюпера и Хейвигхерста). Этапы
профессионального пути по Е.А. Климову. Стратегия интериоризации в
образовании. Этапы формирования действий. Понятие ориентировочной основы
действия. Стратегии экстериоризации, проблематизации и рефлексии в
образовании студентов вузов. Развитие творческого мышления. Основы
формирования профессионального системного мышления. Психологические
особенности воспитания студентов. Факторы воспитательного процесса в вузе.

2.4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины
Контроль усвоения данного курса предусмотрен в форме устных и письменных
контрольных работ.

2.5. Виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов

В рамках дисциплины «Психология и педагогика высшей школы» предусмотрена
самостоятельная работа аспирантов в виде самоподготовки, освоения
дополнительной литературы, повторения лекционного материала, подготовки
творческих проектов по основным вопросам курса.

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Примерный список вопросов и заданий для текущего и итогового контроля

1. Тенденции развития современного образования
2. Концепции гуманизации и гуманитаризации образования. Критерии
гуманизации образования.
3. Основные подходы в образовании (системный, синергетический,
компетентностный)
4. Познавательные процессы человека
5. Ощущение и восприятие. Классификация и свойства.
6. Внимание как познавательный процесс. Свойства, характеристика
видов внимания.
7. Память. Виды, процессы памяти.
8. Мышление и речь. Виды, свойства, формы мышления. Функции языка
9. Характер и темперамент. Виды и типология.
10. Способности. Классификация способностей
11. Эмоции и мотивация. Классификация, эмоциональные и мотивационные
состояния
12. Воля. Характеристика волевых состояний
13. Предмет педагогической науки. Основные дидактические принципы
14. Формы организации учебного процесса (лекции, семинарские и
практические занятия). Организация самостоятельной работы
студентов.
15. Современные педагогические технологии. Классификация
педагогических технологий
16. Технология модульного обучения
17. Технология проблемного обучения
18. Технология знаково-контекстного обучения
19. Сущность и принципы организации деловой игры
20. Метод case-study
21. Технология развивающего обучения
22. Технология дистанционного обучения (обучение online, технология
вебинаров)
23. Методы активного обучения. Игровое проектирование, деловая игра,
технология мозгового штурма.
24. Теории профессионального развития личности
25. Понятие профессионального пути. Концепции Сьюпера, Хейвигхерста,
Климова.






2. Список основной и дополнительной литературы
Основная литература
1. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика высшей школы. Ростов-на-Дону,
2014.
2. Смирнов С.Д. Педагогика и психологию высшего образования. От
деятельности к личности. М., 2010


Дополнительная литература

1. Немов Р.С. Психология. В 2 т. Т. 1 : Общие основы психологии. -
Москва: Владос: Просвещение, 2010
2. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. - Санкт-Петербург:
Питер, 2013. - 582 с.: ил. - (Учебник нового века).
3. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие для вузов. - 7-е
изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010
4. Баданина, Л.П. Психология познавательных процессов: учебное пособие
[Электронный ресурс] / Л.П. Баданина. - М. : Флинта, 2012. - 238 с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. - Москва:
АСТ, 2008.

5. Дормашев Ю.Б., Капустин С.А., Петухов В.В. Общая психология. Тексты.
В 3-х томах Том 1. Субъект познания. Книга 3. - Москва: Когито-
Центр, 2013. - 640с.
6. Дружинин В. Н. Психология способностей. Избранные труды М.: Институт
психологии РАН, 2007. - 540.

Ждан А. Н. Российская психология. Антология. М.: Академический
проект, 2009.

7. Куприна О. А. Общая психология. Хрестоматия, учебно-методический
комплекс. - М.: Евразийский открытый институт, 2011.

-----------------------
Автор программы:
к.психол.н., доцент кафедры истории и философии образования Романова Е.А.