"Камикадзе до Кремля пять минут лету"
11 сентября 2002 г.
Могут ли теракты с использованием самолетов в качестве воздушных таранов повториться и в России? На этот вопрос в беседе с военным обозревателем газеты "Время новостей" Николаем ПОРОСКОВЫМ отвечает бывший главнокомандующий ВВС России, а ныне советник гендиректора ОАО НПО "Алмаз" по вопросам военно-технической политики генерал армии Анатолий КОРНУКОВ.
- Анатолий Михайлович, возможно ли подобное в Москве?
- Исключать нельзя: аэропорты находятся очень близко к столице, к Кремлю -- буквально в пяти минутах лета.
Даже при существующей достаточно жесткой системе контроля воздушного пространства для предотвращения теракта нужно хотя бы 10 минут, чтобы поднять по сигналу тревоги зенитные ракетные комплексы (ЗРК), ведь в готовности номер один (к немедленному открытию огня) они не содержатся -- очень дорого.
Даже в СССР этого не было.
- Насколько опасно сбивать самолеты над Москвой?
- Ущерб в этом случае будет огромный.
Обломки крупного летательного аппарата и мощной ракеты упадут на огромный мегаполис с жилыми массивами, атомными реакторами в научных институтах, химическим производством, арсеналами...
Но если бы жизнь заставила, сбили бы.
В те сентябрьские дни я говорил, да и сегодня того же мнения: надо взвесить, в каком случае ущерб будет больше.
Когда я был командующим войсками Московского округа ПВО, то однажды отдавал команду на приведение в готовность средств для уничтожения самолета, если он пойдет к Москве.
Это было в 1994 году, когда в Кубинке техник самолета произвел несанкционированный взлет.
До открытия огня дело не дошло.
- Как велят действовать в такой ситуации законы?
- Запрещают уничтожать пассажирские и спортивные самолеты.
Правда, если известно, что на борту угонщики, а пассажиров нет, то сбивать можно.
Но как это достоверно установить?
- Вы не пытались выйти в Госдуму с инициативой об изменении закона?
- Неоднократно.
Закон "О государственной границе", где прописаны полномочия должностных лиц, отвечающих за ПВО, во многих положениях расплывчат и неоднозначен.
Но попытки что-то изменить не имели успеха.
В законе должна быть сноска о действиях в нестандартных случаях.
На угрожаемых направлениях нужно иметь специально подготовленных стрелков с переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) типа "Игла" -- атака перехватчика может не удастся, не все ракеты могут попасть в цель.
- Можно ли принудить нарушителя к посадке с помощью спутной струи воздуха, то есть таким возмущением воздуха, что создается идущим впереди истребителем-перехватчиком?
- Это невозможно.
В нашей практике такие попытки заканчивались печально.
Да и не свернет решившийся на смерть террорист.
Его нужно только сбивать.
- Можно ли сбить камикадзе, если он летит на малоразмерном самолете и на предельно малой высоте?
- В угрожаемый период берется на сопровождение все, что летит на высотах даже 50--60 метров.
В режиме обычного боевого дежурства, при нижней границе радиолокационного поля 200 метров, вряд ли возможно обнаружить такую цель.
- Что собой представляет ПВО Москвы?
- Это система под кодовым названием С-50.
С момента постройки она была многоэшелонной: Белоруссия, затем Смоленская зона, где нарушителя встречали истребители, ближе к Москве -- огневые средства.
Непосредственное прикрытие Москвы -- это четыре полосы обороны: первая -- на расстоянии 250--300 км, куда выдвигались подвижные комплексы; вторая, стационарная -- 100--120 км; третья -- 50 км; четвертая зона -- непосредственно в центре Москвы, где разворачивали два зенитных ракетных полка (шесть дивизионов) для отражения удара УРС -- управляемых ракетных снарядов.
Эти позиции существуют и сейчас.
Не будем уточнять, где именно.
Вокруг столицы и сегодня есть сплошное радиолокационное поле.
Разве что его параметры и режим дежурства средств несколько иные.
Внешние кольца сохранены и сейчас.
Белоруссия входит в Объединенную систему ПВО СНГ, кроме того, создается единая с этой республикой региональная система.
А в С-50 остались два эшелона: 120 и 50 км.
Еще лет пять назад в системе ПВО Москвы было 28 ракетных и 4 радиотехнических полка, сейчас в два раза меньше.
Думаю, здесь нельзя было сокращать.
На разведку и ПВО средств жалеть не надо.
- Когда появится на вооружение ЗРК С-400, на который возлагают большие надежды?
- Думаю, в следующем году.
Кстати, рожден комплекс именно в этих стенах, где с 1947 года были созданы все наши серийные ЗРК: С-25, С-75, С-125, С-200, С-300.
Как раз сегодня "Алмаз" празднует 55-летие.
Наши комплексы хорошо зарекомендовали себя по всему миру.
Сдача нового ЗРК тормозится: долги заказчика перед "Алмазом" -- более 120 млн руб.
А "четырехсотка" -- машина дорогая, и нужно их немало.
Она способна поражать цели на высотах от предельно малых до космических, на скоростях от 100 км в час до нескольких тысяч км в секунду.
Комплекс в состоянии уничтожать боеголовки ракет, то есть работать в системе ПРО, и сбивать террористов.
В нем заложено применение разного класса ракет -- ближнего боя, средней и большой дальности.
Открою секрет: одно взаимодействующее с "Алмазом" предприятие ведет совместно с нами разработку системы "Панцирь".
Этот маленький, подвижный ЗРК, недорогой и хорошо помехозащищенный, предназначенный для прикрытия небольших объектов, уже вызвал большой интерес в мире.
Другие новости за 11 сентября 2002 г.
Венера все ярче и ярче
NASA строит новый телескоп самолетного базирования
Краска с болида Ferrari прошла все испытания для отправки в космос
Японская ракета успешно доставила два спутника на заданные орбиты
"Камикадзе до Кремля пять минут лету"