Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://naturalist2.tripod.com/prior.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:39:25 2016
Кодировка: Windows-1251
Prioritet
Make your own free website on Tripod.com

архив

Приоритет СССР в освоении космоса

В советской школе моему поколению вдалбливали, что Россия до революции 1917 года была технически отсталой аграрной страной. Сейчас это мнение никому не навязывают, но это как бы само собой разумеется. Так вот: ЭТО НЕПРАВДА. Россия была ВСЕГДА в техническом отношении передовой страной - примерно на уровне западноевропейских - и внесла весомый вклад в научно-техническую цивилизацию, которую теперь называют западной. Факты из истории говорят именно о таком положении вещей.

Несколько вопиющих примеров.

Из переписки между нижегородской губернской канцелярией, московской сенатской конторой и канцелярией Сената (находившегося в Санкт-Петербурге) мы узнаем, к примеру, что в 1741 г. (год, когда в результате гос.переворота на престол взошла Елизавета, а Ломоносов писал свои первые научные труды) сидевший тогда в тюрьме яранский крестьянин Леонтий Шамшуренков (представляем себе: темный, безграмотный крепостной раб) подал заявление в нижегородскую канцелярию с предложением о "сделании коляски самобеглой". Вот, видимо, комментарий к этому проекту: "Такую коляску он сделать может подлинно так что она будет бегать без лошади, только правима будет через инструменты двумя человеками, стоящими на той же коляске, кроме сидящих в ней праздных людей, а бегать будет хотя через какое дальнее расстояние и не только по ровному местоположению, но и к горе, буде где не весьма крутое место". Отметим, кстати, что Кулибин в том году еще пешком под стол ходил. Далее говорится: "Тому искусству нигде он не учился, но может то сделать своею догадкою, чему он и пробу в доме своем, таясь от других, делывал." Казалось бы, судьба такого заявления понятна: его отправили прямиком в корзину для бумаг, а Леонтия - из тюрьмы в приют для умалишенных. Но после долгого блуждания по имперской бюрократической машине это заявление попало в Сенат, который (как это нам ни удивительно), выделил в 1752 г. средства на реализацию безумной затеи неграмотного русского крестьянина. Его переселили в Петербург и снабдили необходимым оборудованием и материалами. На этом невероятные (с точки зрения современного эрудита) события не заканчиваются. Всего через полгода "канцелярия от строений" доложила в Сенат, что коляска изготовлена и успешно используется, и денег на ее производство затрачено из казны 75 руб. 5 коп. За труды изобретателю выплатили премию в 50 руб. и он вернулся домой вынашивать другие идеи (разогнанный вариант коляски, "часы-верстомеры" - т.е. спидометр, подземку, канал между Волгой и Москвой и т.д.) о которых исправно писал уже прямиком в Сенат (где, надо полагать, имелась база данных по различным проектам и изобретениям). "Куриезная, без лошадей самобеглая коляска" видимо, представляла собой веломобиль, приводимый в движение двумя людьми - такой продвинутый вариант рикши, и долго служила предметом развлечения знати. О судьбе других изобретений Леонтия Шамшуренкова ничего не известно, так как многие архивы утеряны. В отечественной литературе над этим изобратением смеются, кивая на Европу, где подобные "самобеглые коляски" изобретались механиками за десятилетия до Шамшуренкова, а также на бесполезность этого изобретения. Насмешники почему-то не хотят видеть, что этот пример показывает уровень технической культуры, как крестьян, так и бюрократии, в тогдашней "лапотной России". Да и велорикши через пару столетий стали самым массовым видом транспорта в Китае, Индии и странах Юго-восточной Азии.

Поскольку примеров технического творчества среди русских крестьян оказывается подозрительно много (особенно в XVIII веке), доброжелатели придумали название сему феномену: самородок (или гениальный самоучка). Появилась даже некая литературная персонификация - Левша. Дурак, пьяница, только вот "глаз так наметан", что может англицкую блоху подковать. Нас продолжают учить (или "разводить"?), что техническая культура на самом деле пришла в Россию с Запада, вместе с нанятыми специалистами, иностранными книгами, прозападными реформами и проч. В этот бред упорно верят даже люди, на собственной шкуре испытавшие, что значат для их страны прозападные реформы.

В Питере Медный Всадник - памятник Петру I - стоит на большом камне, точнее, на небольшой скале, вес которой составляет примерно 1200 т. Эту скалу привезли в 1770 г. за шестьсот верст из Финляндии, используя... деревянные полозья, смазанные салом?.. Ан нет. Специально изготовленные подшипники качения - 30 бронзовых шаров, уложенных в литые обоймы. И оказывается, что русские мастеровые люди XVIII века были прекрасно знакомы не только с подшипниками, но и с такими основами технической культуры, которые сейчас называют "теория машин и механизмов" и "взаимозаменяемость". Тульские оружейники, например, еще в начале XVIII века применяли "калибры" - измерительную оснастку. Для каждой детали изготавливался свой набор "калибров", полностью описывающий ее размеры. Еще сто лет никто в мире даже близко не подступал к такой технологии.

Примерно в те же годы немецкий ученый Бек, побывавший на уральских заводах, с восхищением писал: "Сибирские домны - величайшие и лучшие древесноугольные доменные печи, которые были до тех пор построены, и все, также и английские печи, по производительности были далеко ими превзойдены." А причина в том, что 1765 г. Иван Ползунов изобрел и построил... нет, не паровую машину, а цилиндрическую воздуходувку - поршневой пневмонасос, нагнетавший в домну воздух гораздо эффективней применявшихся во всем мире кожаных мехов. Эта его конструкция уже содержала в себе основные элементы построенной им годом позже паровой машины. Новый способ нагнетания воздуха позволил в несколько раз увеличить размеры домны, в несколько раз сократить время выплавки чугуна и принципиально улучшить его качество. Англичане в течение XVIII века (это когда у них, по их словам, происходила промышленная революция) подделывали уральское клеймо - соболя - чтобы сбывать свою неконкурентоспособную продукцию. Англичане сами нуждались в высококачественных отливках и только в 1732 году закупили у России более 3200 т железа, о качестве которого писали: "Лучше и быть невозможно". Некоторое представление об уровне и численности тогдашней русской технической интеллигенции в металлургии дает издание известного труда М.Ломоносова "Первые основания металлургии, или рудных дел" 1763 г. - книга была издана тиражом 1225 экз. - по тем временам огромным даже для популярного романа, только в один из уральских промышленных городов было запрошено сто экземпляров.

Перепрыгнем примерно на сотню лет вперед. Самолет Можайского. У российского гражданина это словосочетание вызывает лишь кривую усмешку. Самолет, который не летал... Ха-ха... Но в XIX веке у любителей воздухоплавания был небогатый выбор. Когда речь шла о летательных аппаратая тяжелее воздуха, он ограничивался птицеподобными планерами и воздушными змеями. На всей планете считанные люди занимались практическим освоением таких способов полета. 50-летний отставной капитан Александр Федорович Можайский в 1876 г. освоил полеты на буксируемом тройкой лошадей змее-планере (какой экстремал сейчас на такое решится?), и только четверть века спустя коробчатыми змеями-планерами увлеклись братья Райт в Америке. Потом Можайский построил модель самолета, разбегавшуюся перед взлетом на своих колесах и способную поднять в воздух офицерский кортик в качестве полезной нагрузки - нигде в мире небыло тогда ничего похожего. Полеты модели демонстрировались публично и произвели на современников сильное впечатление. Вот что тогда писали русские газеты: "Нужно ли говорить о неисчислимых последствиях этого замечательного изобретения. Для примера укажем на злобу дня - войну. Представьте только, какую панику, какой ужас способна навести на неприятеля одна такая летучка, воруженная адскими снадобъями динамита и нитроглицерина, и какое губительное расстройство может она произвести на его сборных пунктах и сообщениях. Крепости и минные заграждения не спасут от ее когтей ни армий ни пресловутых броненосных флотов... Скажем более: стая таких летучих хищников в состоянии разорить целую страну!"

В 1878 г. Можайский подготовил смету и чертежи для постройки большого аппарата, но комиссия, возглавляемая сторонником машущего полета генералом Паукером (хотелось бы знать этимологию этой фамилии) отклонила проект. После различных мытарств, летом 1882 г., уже имея русский патент (первый патент на самолет!) и два изготовленных в Англии по его чертежам паровых двигателя, Можайский приступил к постройке аппарата - в основном на собственные деньги. Постройка была закончена, видимо, осенью 1883 г. В следующие три года проводились испытания и устранялись недостатки; судя по отчетам, самолет Можайского отрывался от земли после разбега по наклонной направляющей (под горку), после чего один раз сильно накренился и поломал крыло, пилот едва не получил увечья. Продувки в 1990-е гг. в ЦАГИ модели самолета Можайского фактически доказали, что летать он не мог. Его крыло представляло собой тот же воздушный змей, а мощность моторов при весе всего аппарата примерно в тонну была совсем смехотворной. Но это было за двадцать лет до полета Райтов! И это был первый в мире летательный аппарат тяжелее воздуха, построенный в полный размер, снабженный пилотом и прошедший испытания. Второй появился только в 1890 г. во Франции и представлял собой увеличенную копию летучей мыши, тоже с паровым двигателем.

В августе 1879 года в Петербурге на заседании кружка первых русских энтузиастов воздухоплавания капитан Огнеслав Стефанович Костович продемонстрировал чертежи изобретенного им дирижабля и 80-сильного двигателя к нему. Не будем останавливаться на дирижабле (который не был достроен), а обратим внимание на двигатель. Это был проект бензинового карбюраторного восьмицилиндрового ДВС с водяным охлаждением. Двигатель имел почти все атрибуты современного: электрическое зажигание, впускные и выпускные клапаны на каждом цилиндре, коленвал, маховик и проч. В 1884 году двигатель был изготовлен и успешно испытан. Его удельная мощность оказалась равной примерно 3 кг/л.с. - европейские ДВС достигли таких параметров только через полтора десятка лет.

Наверное, многие слышали об электролампах Яблочкова и Лодыгина, но почему-то мало кто знает, что трехфазный переменный ток (генератор такого тока, трансформатор и трехфазный асинхронный электромотор) изобретены и внедрены в практику русским инженером Михаилом Осиповичем Доливо-Добровольским (а не Теслой и, тем более, не Эдисоном). Это изобретение является основой промышленного производства XX века. В 1891 г. Доливо-Добровольский спроектировал и построил 175 км трехпроводную высоковольтную линию электропередачи мощностью 300 л.с. в Германии между гидроэлектростанцией в Лауфене и Франкфуртом - насколько я понимаю, первую в мире высоковольтную линию. В "отсталой" России в том же году уровень электротехники позволил изготовить модификацию серийной подводной лодки с электромотором и аккумуляторной батареей (по проекту инженера Степана Карловича Джевецкого). На рис. показана схема прототипа - серийной подлодки (серия из 50 лодок), стоявшей на вооружении российского императорского флота в 80-е годы XIX века (интересно, знал об этом Жюль Верн?).

подводная лодка Джевецкого

Или вот еще "авиационный" пример - уже из начала XX века - рапорт начальнику штаба Главнокомандующего армиями Северо-Западного фронта о боевой работе поступившего несколькими месяцами ранее самолета "Илья Муромец" (конструктор Игорь Иванович Сикорский). Датирован 4-5 марта 1915 г. - т.е. немногим более полугода, как началась I Мировая война.

"В течение февраля месяца сего года аппаратом "Илья Муромец Киевский" по заданию штаба армии выполнены три боевых полета: 1) 15 феврала с задачей выяснить, есть ли переправы на реке Висле на участке до Добржина и в случае, если бы таковые оказались, разрушить их; 2) 24 февраля разведать район Сурово-Круково-Зарембы-Вилленберг-Хоржеле, произвести разрушение станции Вилленберг; 3) 25 февраля - та же задача.

Результаты: Результаты разведок с фотографическими снимками препровождаются в подлинниках.

Полеты эти показали крупное преимущество аппаратов "Илья Муромец" по сравнению с аппаратами других систем. Большая грузоподъемность, удобство наблюдения, возможнсть взять большую высоту (на последних полетах 3200 метров), польшой радиус полета, вооружение аппарата и большая меткость попадания бомбами, - все это составляет чрезвычайно крупное преимущество по сравнению с аппаратами обыкновенного типа. И если аппарат и не успел дать крупных результатов, то только вследствие того, что погода не позволяет производить систематические ежедневные полеты и отсутствуют крупные цели для разрушения.