Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://mmmf.msu.ru/archive/20052006/z7/olimp3.html
Дата изменения: Sun Apr 10 01:06:17 2016
Дата индексирования: Sun Apr 10 01:06:17 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: молодые звезды
Домашняя олимпиада ?3 | 7 класс | Кружки | Малый мехмат МГУ

МАЛЫЙ МЕХМАТ МГУ

Кружок 7 класса

Руководители Екатерина и Евгений Адищевы
2005/2006 учебный год

Версия для печати

Домашняя олимпиада ?3

1.
Нарисуйте замкнутую ломаную из любого числа звеньев, пересекающую каждое свое звено 3 раза.
Ответ. Первый вариант
и второй вариант
Решение 1.
Эта картинка выглядит весьма сложной, но на самом деле построить ее довольно просто. Сначала надо нарисовать незамкнутую фигуру (пусть она даже будет не одной ломаной, а несколькими), состоящую из отрезков и пересекающую каждый из них три раза:
Теперь возьмем много таких фигур и соединим их в большое «кольцо». Если количество фигур было нечетным, то получится одна замкнутая ломаная. На первом рисунке взято 3 таких фигуры (одна выделена синим).
Решение 2.
Звезды с нечетным числом лучей позволяют постороить ломаную с любым четным числом пересечений каждого звена.
Пятиконечная звезда пересекает каждое звено 2 раза, семиконечная — 4 раза, девятиконечная — 6 раз. Чтобы получить ломаную, пересекающую каждое звено 3 раза, возьмем девятиконечную звезду и отметим на каждом звене середину. Пусть теперь эти середины станут новыми вершинами ломаной, звеньев станет в два раза меньше, зато они будут в два раза короче. Каждое новое звено пересекается 3 раза.
2.
Дана картина с веревкой, и даны a) два, b) три, c) шесть гвоздей, вбитые в стенку. Надо повесить картину на гвозди так, чтобы при выдергивании любого из них картина падала. Веревка достаточно длинная.
3.

На ступеньках лесенки сидят 3 молодых человека. Средний при этом видит нижнего, верхний видит первых двух. В мешке 5 кепок — две черных и три белых. Сидящим на головы надевают какие-то из этих кепок, никто не видит, какого цвета кепка на нем.

Затем у верхнего спрашивают: ты знаешь, какая на тебе кепка?
— Нет, — отвечает он, — откуда мне знать?
Спрашивают у среднего: а ты знаешь, какая на тебе?
— Нет, понятия не имею, — отвечает средний.
Наконец, спрашивают нижнего: ну а ты, что скажешь?
— Знаю, — говорит он. — На мне …

Продолжите его фразу.

Ответ.

— На мне белая кепка.

4.
В ожесточенной драке более 70% хулиганов повредило глаз, более 75% повредило ухо, более 80% повредило руку, более 85% повредило ногу. Каким самым маленьким может быть количество драчунов, повредивших все?
5.
Какие простые числа нельзя записать в виде суммы двух составных чисел?
Подсказка. Достаточно большое простое число p можно записать в виде суммы 9 и (p − 9). Кстати, почему (p − 9) составное?
Ответ. В виде суммы двух составных нельзя записать простые числа, не больше 11, то есть числа 2, 3, 5, 7 и 11.
6.
Олег поспорил с Гошей на подзатыльник, что он сможет отгадать любое задуманное им число от 1 до 1000 не более чем за 10 вопросов вида: «Это число больше/меньше такого-то?», причем Гоша хочет отвечать на них только «да» или «нет». Кто выиграет спор?
Ответ. Олег сможет угадать число.
7.
По чистому полю едет танк. По его гусенице бежит мышка так, что все время остается неподвижной относительно танка. Танк проехал 1 км, потом героически остановился. Какое расстояние пробежала за это время мышка?
мышка на гусенице танка
Ответ. 1 километр.
8.
Вы находитесь в пещере, в которой есть 2 выхода, один — на свободу, другой — ко льву! У каждого выхода стоит охранник. Один из них говорит всегда правду, другой — всегда ложь. Кто льва охраняет, неизвестно. Где какой стоит, непонятно. Какой один вопрос нужно задать охраннику, чтобы точно определить, какой выход правильный?
Примечание. Если вы уже встречались с задачами такого типа, то, возможно, знате, что для многих задач подходит ответ, который имеет вид «чтобы ты ответил, если бы у тебя спросили „…”». Так построенная фраза заставляет говорить правду и лжеца и честного человека. Но такое решение не очень красиво, оно напоминает обман. Постарайтесь найти другое решение.
Да, вопрос «чтобы ответил второй стражник, если бы у него спросили „…”» тоже нечестный.
Ответ. «Честный стражник охраняет льва?» Если ответ «да» идем в другую дверь, если ответ «нет», то в ту, у которой стоит тот, кому задавали вопрос.
9.
Сколько существует четырехзначных чисел, содержащих хотя бы одну пятерку и делящихся на 5?
Решение.

Числа, делящиеся на 5, могут оканчиваться на 5 или на 0. Подсчитаем отдельно количества чисел, содержащих в записи пятерку, оканчивающихся на 5 и на 0.

Если число оканчивается на 5, то оно уже содержит пятерку, нам надо вычислить количество четырехзначных чисел вида ***5. В этой записи *** можно считать трехзначным числом, то есть числом от 100 до 999. Таких чисел 999 − 99 = 900 (от чисел от 1 до 999 вычитаем числа от 1 до 99).

Теперь выясним, сколько существует четырехзначных чисел, оканчивающихся на 0 и содержащих пятерку. В числе ***0 пятерка может стоять на одном из трех мест:
**50*5*05**0
Подсчитаем количество чисел каждого вида:

**50: первая цифра принимает значения от 1 до 9 (9 вариантов), вторая — от 0 до 9 (10 вариантов). Каждый вариант выбора первой цифры позволяет выбрать любой из вариантов для второй, значит общее количество равно 9×10 = 90.

*5*0: первая цифра принимает значения от 1 до 9 (9 вариантов), третья — от 0 до 9 (10 вариантов). Ситуация такая же, как в первом варианте, общее количество чисел равно 90.

5**0: обе выбираемые цифры стоят не в начале числа, значит принимают значения от 0 до 9, общее количество вариантов: 10×10 = 100.

Сложим количества в трех вариантах: 90 + 90 + 100 = 290. Это не правильное значение количества чисел, так как некоторые числа были подсчитаны 2 раза. Например, число 5150 (как и все числа 5*50) вошло как в первое, так и в третье слагаемое. Вычислим количество чисел, которые были подсчитаны дважды. Это числа, содержащие две пятерки:

55*0: на место звездочки можно поставить любую цифру от 0 до 9 (10 вариантов).

5*50: тоже 10 вариантов.

*550: теперь вместо звездочки можно поставить только цифры от 1 до 9 (9 вариантов).

Общее количество чисел 10 + 10 + 9 = 29. Вычитаем это значение из 280: 280 − 29 = 251. Теперь мы переусердствовали, вычитая. Еще есть число 5550, в котором три пятерки, оно было подсчитано во всех трех вариантах и три же раза вычтено. Поэтому надо добавить еще один вариант. Точное значение есть 251 + 1 = 252.

Сложим теперь значения, полученные для разных последних цифр: 900 + 252 = 1152.

Ответ: 1152.

10.
За каждую решенную задачу участник заочного конкурса получает столько баллов, сколько других зарегистрированных учаcтников ее не решили. Вовочка набрал меньше всех баллов, но в последний момент уговорил нескольких своих друзей зарегистроваться для участия в турнире. (Уговорил зарегистрироваться, но не решать задачи.) Мог ли в результате этого он набрать больше всех баллов?
Ответ. Мог.

Вы видите ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter! Rambler's Top100
liveinternet.ru
Apache
PHP
HTML 4.01
CSS