Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://mavr.sao.ru/Doc-k8/Science/anketa.doc
Дата изменения: Tue Jul 23 13:37:15 2013
Дата индексирования: Thu Feb 27 23:15:56 2014
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: научные учреждения

|Дорожная карта самореформирования РАН. Инициативный опрос научных сотрудников |

Дорогие коллеги!
Объявленная 27 июня 2013 г. российским правительством скальпельная
«реформа» РАН поставила в повестку дня вопрос о ликвидации института с
почти трехсотлетней историей. Протесты научной общественности и
вмешательство Президента РФ привели к некоторому смягчению
«реформаторского» законопроекта: теперь речь идет не о ликвидации, а о
реорганизации Российской академии наук. Однако никаких оснований для
благодушия и самоуспокоенности нет. Напротив, фундаментальные права
человека науки - свобода научного поиска, академическая автономия и
самоуправление (включая право голоса представителей научных коллективов в
процессе утверждения в должности руководителей исследовательских
организаций) - сегодня как никогда нуждаются в защите. Именно сейчас, в
ближайшие дни и недели, нарастает потребность в коллективных действиях, в
сплочении научного и образовательного сообществ. Мы не имеем права упустить
этот шанс! Но одновременно мы должны предложить конструктивную программу
преобразований, в которых действительно нуждается Российская академия наук.
Отдать дело академической реформы в руки «эффективных менеджеров», думающих
лишь о перспективе «порулить» материальными активами РАН, означает обречь
всю российскую науку на необратимую деградацию. Ученые РАН в состоянии
разработать и реализовать собственную дорожную карту академической реформы.
В этих целях инициативная группа, в которую вошли сотрудники ряда
академических институтов (МИАН, ИНИОН, Института ядерных исследований,
Института океанологии, Института российской истории, Института экономики,
ЦЭМИ РАН, Института географии, ИММ УрО), обращается к Вам с предложением
ответить на вопросы нашей анкеты (см. ниже) и сформулировать конкретные
предложения по ключевым проблемам реформирования РАН. Результаты опроса
будут использованы при разработке плана самореформирования РАН, который
(таковы наши ожидания) Академия сможет противопоставить деструктивному
правительственному законопроекту.
Заполненные анкеты просьба посылать по адресу coop@inion.ru до 5
августа 2013 г. с пометкой «анкета». Акция согласована с Президентом РАН
акад. В.Е.Фортовым 16 июля 2013 г.

1. Основные аспекты самореформирования РАН
|ВОПРОСЫ |ДА |НЕТ |не знаю|
|Велико ли, по Вашему мнению, отставание России от | | | |
|развитых стран в области науки? | | | |
|Считаете ли Вы возможным доверить реформирование | | | |
|РАН чиновникам, не имеющим отношения к | | | |
|академической науке? | | | |
|Нуждается ли РАН в самореформировании с целью | | | |
|повышения своей научной эффективности? | | | |


Если на последний вопрос Вы ответили ДА, переходите к следующим
вопросам.
|ВОПРОСЫ |ДА |НЕТ |не знаю|
|Самореформирование нужно ввиду: | | | |
| |отсутствия стратегического планирования? | | | |
| |чрезмерно централизованного управления? | | | |
| |чрезмерно забюрократизированной отчетности? | | | |
| |низкой зарплаты сотрудников? | | | |
| |отсутствия приборов, оборудования? | | | |
| |отсутствия системы поддержки инициативных | | | |
| |проектов? | | | |
| |отсутствия системы поддержки молодежи? | | | |
| |отсутствия спроса со стороны государства? | | | |
| |изолированности от общества? | | | |
| |изолированности от зарубежных научных программ? | | | |
| |непрозрачности процедур распределения денег? | | | |
| |чрезмерного разрыва в доходах руководства и | | | |
| |сотрудников? | | | |
| |нецелевого использования имущества руководством? | | | |
| |ДРУГИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА (ПЕРЕЧИСЛИТЕ НИЖЕ)? | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |

2. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, связанные с сохранением
академической автономии, самоуправлением и выборностью руководства научных
учреждений
|ВОПРОСЫ |ДА |НЕТ |не знаю|
|Считаете ли Вы необходимым, чтобы Российская | | | |
|академия наук и в будущем осуществляла научное и | | | |
|организационное руководство институтами, входящими | | | |
|в ее состав в настоящее время? | | | |
|Согласны ли Вы с тем, что ключевой составляющей | | | |
|процедуры назначения руководителей научных | | | |
|учреждений РАН должно быть тайное голосование | | | |
|полномочных представителей научных коллективов по | | | |
|кандидатурам всех претендентов на соответствующую | | | |
|должность? | | | |
|Считаете ли Вы необходимым расширение полномочий | | | |
|Ученых советов научных учреждений? | | | |

Какие дополнительные меры по сохранению академической автономии,
самоуправления и выборности руководства научных учреждений Вы могли бы
предложить?

3. Проблемы информационной открытости и подотчетности
|ВОПРОСЫ |ДА |НЕТ |не знаю|
|В случае создания Агентства научных институтов и | | | |
|Российского научного фонда, считаете ли Вы | | | |
|необходимым, чтобы систематический контроль их | | | |
|деятельности осуществлялся Наблюдательными | | | |
|советами, в состав которых войдут представители | | | |
|научного сообщества? | | | |
|Следует ли, по Вашему мнению, создать открытый | | | |
|электронный ресурс, где будет выкладываться вся | | | |
|доступная информация о любых решениях в отношении | | | |
|имущественных активов, финансирования научных | | | |
|организаций, оплаты труда и социального обеспечения| | | |
|сотрудников РАН, реорганизации институтов и | | | |
|лабораторий? | | | |


Какие дополнительные меры по обеспечению информационной открытости и
подотчетности в системе РАН Вы могли бы предложить?

4. Проблемы оценки научной эффективности работы учреждений РАН,
научных коллективов и отдельных исследователей
|ВОПРОСЫ |ДА |НЕТ |не знаю|
|Следует ли для оценки эффективности работы научных | | | |
|организаций РАН разработать дифференцированные | | | |
|критерии, учитывающие их специфику (преобладание | | | |
|фундаментальных или прикладных исследований, | | | |
|научно-информационные центры, научные музеи, | | | |
|научные библиотеки и т.д.)? | | | |
|Следует ли при разработке критериев оценки научной | | | |
|результативности ориентироваться на достижение | | | |
|оптимального баланса экспертных оценок, | | | |
|наукометрических и библиометрических показателей? | | | |
|Считаете ли Вы, что русский язык должен и впредь | | | |
|оставаться одним из языков мирового научного | | | |
|сообщества, а публикации в признанных русскоязычных| | | |
|научных изданиях иметь вес, сопоставимый с | | | |
|публикациями на английском языке? | | | |
|Следует ли разработать комплекс мер, способствующих| | | |
|включению большего числа российских научных изданий| | | |
|в международные базы данных Scopus и Web of Science| | | |
|и др.? | | | |


Внесите, пожалуйста, Ваши предложения по вопросам оценки научной
эффективности работы учреждений РАН, научных коллективов и отдельных
исследователей

5. Аспирантура и докторантура РАН
|ВОПРОСЫ |ДА |НЕТ |не знаю|
|Считаете ли Вы, что вопросы аспирантуры и | | | |
|докторантуры в системе РАН должны быть отражены в | | | |
|новом Законе о Российской академии наук? | | | |


Внесите, пожалуйста, Ваши предложения по вопросам подготовки научных
кадров в системе РАН, интеграции научных исследований и образовательной
деятельности.

На следующие вопросы просим дать более развернутые, но достаточно
компактные ответы
6. Какие цели и задачи деятельности РАН Вы считаете приоритетными?



7. Каким направлениям в деятельности РАН необходимо уделить особое
внимание в ближайшие 2-3 года?



8. Какие формы самоорганизации научного сообщества Вы считаете
необходимыми в сложившихся условиях?



9. Какие инициативные программы и проекты Вы можете предложить для
включения в дорожную карту самореформирования РАН? (информацию о программах
и проектах просим представлять в форме аннотаций, примеры которых
приводятся ниже)
|Программа РАН «Институты перспективных исследований (ИПИ)». Цель: достижение |
|лидерства по пионерским направлениям научных исследований. Задачи: развитие |
|пионерских исследований, выполняемых на стыках дисциплин либо направлений |
|внутри дисциплин; системное вовлечение в них научной молодежи. Реализация. |
|Первый шаг (три года) - конкурсы перспективных проектов на стыках дисциплин и |
|направлений внутри дисциплин с решающим участием молодежи. Второй шаг - |
|аккумулирование успешных проектов конкурса в ИПИ. ИПИ создаются на базе |
|институтов РАН, проводят исследования на грантовой основе (в том числе, |
|совместно с зарубежными партнерами), становятся площадкой для диалога и |
|научного поиска благодаря организуемым ими научным и культурным мероприятиям. |
|ИПИ формируют сетевую структуру - активное, расширяющееся, |
|мультидисциплинарное сообщество ученых. |
|Программа РАН «Евразийский центр науки». Цель: создание среды для научного |
|лидерства евразийского региона. Задачи: скоординированное использование |
|имеющихся у стран Евразии интеллектуальных, информационных, финансовых и |
|материальных ресурсов. Реализация. Проекты «Евразийские карьерные ступени для |
|молодых», «Евразийские рейтинги научной эффективности», «Евразийские |
|международные школы молодых ученых». |
|Программа РАН «Центр стратегического планирования». Цель: содействие повышению|
|конкурентоспособности РАН, встраиванию РАН в разработку и реализацию |
|национальных стратегий социально-экономического и |
|инновационно-технологического развития. Задачи: создание системы |
|взаимодействия РАН с государственными органами стратегического управления и |
|планирования; координация деятельности подсистем научного и информационного |
|обеспечения в области стратегического управления и планирования. |
|Проект РАН «Первый Всероссийский конгресс «Научное и |
|инновационно-технологическое развитие России: ключевые проблемы и решения»». |
|Цель: конструктивное обсуждение ключевых проблем, задач, стратегий и |
|механизмов научного и инновационно-технологического развития России, |
|содействие становлению стратегического партнерства органов государственной |
|власти и управления, бизнес-структур, профильных организаций системы |
|образования и науки, общественных, политических организаций и средств массовой|
|информации, ответственных за темпы и результаты научного и |
|инновационно-технологического развития России. Задачи: выработка рациональных |
|решений и рекомендаций по реализации на государственном уровне системных |
|организационно-правовых и экономико-управленческих мероприятий для |
|стимулирования научного и инновационно-технологического развития в современных|
|условиях хозяйствования как обязательного условия достижения |
|конкурентоспособности и сохранения производственного потенциала страны; |
|содействие разработке Доктрины научного и инновационно-технологического |
|развития России и ее реализации в приоритетных программах и проектах, |
|организация работ по комплексному и эффективному решению проблем научного и |
|инновационно-технологического развития России, её регионов, отраслей, |
|предприятий и организаций. |
| |

10. Назовите ключевые проблемы российской науки в современных
условиях. Кратко представьте возможные механизмы их решения

|Здесь анонсируйте, пожалуйста, Ваши идеи к «дорожной карте» |
| |
| |
| |
| |
| |

Мы будем очень признательны за предоставление краткой персональной
информации:
|ФИО | |
|Место работы | |
|Научная степень| |
|Должность | |
|Телефон | |
|E-mail | |

СПАСИБО!